| Конспект занятия «Загадочные пернатые нашего зоопарка» |
| Познание | |||
| Автор: Пильщикова Людмила Викторовна | |||
| 27.11.2025 12:04 | |||
|
Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 2025 г. Категория обучающихся: дети с инвалидностью в возрасте от 8 до 12 лет Автор: Пильщикова Людмила Викторовна, воспитатель Цель занятия: формирование у детей представлений о птицах. Задачи: Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: перья птиц, карточки с изображениями птиц, презентация с фотографиями птиц, которые дети должны угадать, видеоролик про «Что такое мурмурация?», жетоны за каждый правильный ответ. 1 этап. Организационный: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами узнаем очень много нового и интересного. Но прежде чем узнать о ком или о чем мы будем говорить, я вам предлагаю послушать меня и дополнить: Воробьи, стрижи, пингвины, Правильно, птицы. Воспитатель: А кто это- птицы? Дети: Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца. Воспитатель: А может быть вы знаете и что такое орнитология? Дети: Орнитология – наука, изучающая птиц. Воспитатель: Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц. Сегодня мы с вами узнаем не о всех птицах земного шара, а о некоторых птицах, живущих в нашем зоопарке. Будем разгадывать загадки. Проведем увлекательную игру «Чье перо?» Также узнаем в каких сказках можно встретить птиц. Что такое мурмурация? И не опасна ли она? За правильные ответ вы будете получать жетоны. В конце занятия по жетонам мы определим, кто же победил. 2 этап. Основная часть: Воспитатель: Итак, для начала я прочитаю вам загадку, далее покажу перо этой птицы, и вы должны угадать, что за это птица. Первая загадка: Эта птица, как из сказки, Чей же хвост красивый, длинный? Дети: Павлин. Воспитатель: Веер перьев помогает самцам привлекать представительниц противоположного пола – большинство птиц для этого использует пение, но у павлинов голос совсем не приятный. Прекрасные перья павлинов вырастают, когда птицам исполняется 3 года. Длина одного павлиньего пера может достигать 2 метров. Но помимо очарования самок, хвост также служит для отпугивания врагов. При надвигающейся угрозе павлин распускает веером хвост и создается видимость сотни «глаз» взирающих на противника. Своеобразный отвлекающий маневр, сбивающий с толку хищника. Следующая загадка: Есть у него и клюв, и перья, Дети: Страус. Воспитатель: Страус – самая крупная из птиц, которая не умеет летать. Мускулатура груди этой птицы имеет слабую структуру, а крылья неразвиты. Страусы не во всём похожи на птиц, некоторые их физиологические особенности сближают их с животными. Например, моча и кал у них выводится раздельно, они имеют мочевой пузырь, у них отсутствует зоб, как у птиц, а заглатывают пищу они благодаря своей длинной шее. А похожи страусы на птиц тем, что не имеют зубов, а для перетирания пищи им нужны камешки. Страусы вовсе не прячут голову в песок. Если хищник угрожает их гнезду, страус может опуститься на землю и затихнуть, положив голову на песок, чтобы стать менее заметным, а на расстоянии кажется, что страус зарыл голову в песок. И так следующая загадка: Розовая птичка с длинными ногами Дети: Фламинго. Воспитатель: У фламинго есть привычка спать на одной ноге. Этим приемом они пользуются для экономии энергии и сохранения тепла. Фламинго всеядны: они едят и растения, и мясо. Моллюски и водоросли, которые они добывают в водоемах, содержат каротины — красящие вещества, которые делают их перья розовыми или оранжевыми. Следующая загадка: В лесу темно, Дети: Сова. Воспитатель: совы известны своей способностью к бесшумному полету, ведь к быстро двигающейся добыче они должны приближаться очень тихо. Для этого у сов широкие крылья, позволяющие им парить и минимизировать количество взмахов, которые, в основном, и создают шум от летящей птицы. Кроме того, многие виды сов имеют специальные перья, позволяющие делать взмахи практически бесшумно. Самой любимой пищей сов являются ежи, которых они чистят от иголок при помощи собственных когтей. Следующая загадка: Прекрасней птицы в мире нет. Дети: Лебедь. Воспитатель: Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена. На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому, птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая. Следующая загадка: Он не может размышлять, Дети: Попугай. Воспитатель: Одной из главных характеристик попугаев ара является закругленный большой клюв. Этим клювом с крутым кончиком птицы легко раскалывают скорлупу любых орехов и легко подтягиваются с ветки на ветку. Считается, что из всех птиц клюв ары самый крепкий. Поистине, попугаи ара имеют необыкновенный, волшебный вид. Зеленые, красные, голубые, желтые, оранжевые перья представляют собой природный калейдоскоп. Но вся эта раскраска — это прежде всего маскировка, которая помогает спокойно выживать в джунглях. Следующая загадка: Стоит на солнце, жмурится Дети: Цесаркой Воспитатель: правильно, цесарка. Ребята, а вы знаете, что в приусадебных хозяйствах цесарка незаменима как истребитель колорадского жука. Согласно одному из мифов: пятна у цесарок появились будто бы от многих слез, которые пролила сестра легендарного Малеагра, когда он погиб от разящей золотой стрелы Аполлона. Выплакав слезы, превратилась безутешная сестра героя в цесарку. Следующая загадка: Так раньше императоров в Китае называли, И птицу, и её названье Воспитатель: Среди всех видов уток лишь мандаринки живут на деревьях, а не на суше или в прибрежных зарослях. Как и другие утки, они питаются лягушками и прочими земноводными. При этом мандаринки охотно включают в своё меню и дубовые жёлуди. Воспитатель: А сейчас каждый из вас получает перышко птицы. Ваша задача — найти пару «Перо/изображение птицы». Воспитатель: Молодцы, ребята. И это лишь малая часть птиц, которая обитает у нас в зоопарке. Если вы хотите больше узнать, то вы можете посетить наш прекрасный зоопарк. Где есть не только птицы, но и различные животные. А мы продолжаем. Воспитатель: Следующий конкурс называется «Из какой мы сказки?» Птица – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте сейчас посмотрим видеоролик «Мурмурация». Узнаем -что это, и не опасна ли она. (просмотр видеоролика). 3 этап. Заключительный. Воспитатель: Ребята, вы хорошо сегодня занимались. Молодцы! Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Что для вас сегодня было интересно? Что оказалось сложным? (Ответы детей). Воспитатель: Теперь давайте посчитаем жетоны. Я поздравляю наших победителей.
|



Конспект занятия «Загадочные пернатые нашего зоопарка»









