Сценарий занятия «Камни могут удивлять» с детьми 5-6 лет (старшая группа) |
Познание | |||
Автор: Палько Алена Евгеньевна | |||
22.09.2025 19:36 | |||
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» комбинированного вида Маслянинского муниципального округа Новосибирской области Номинация: «Познавательное развитие» Воспитатель I квалификационной категории, Палько Алена Евгеньевна р.п. Маслянино, 2025г. Цель: продолжить формировать основы естественнонаучных и экологических понятий на примере изучения камня. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, мешочек ощущений. Оборудование для опытов с камнями: таблицы для занесения результатов исследования свойств камня (на каждого ребёнка, фломастеры, чашки, бумажные салфетки, миски, подносы, пёрышки, коллекция камней, предметные картинки с изображением изделий из камня. Словарная работа: Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый. Ход занятия: 1. Мотивация: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Давайте пройдем к столу я приготовила для вас «Мешочек ощущений» по очереди просуньте руку и попробуйте ощупать предмет что лежит внутри мешочка. (Затем делают вывод, что внутри мешочка лежит камень.) Все верно вы определили это камень. Дети, а где камни нам встречаются в при-роде? (обломки гор, в реках, в морях, на земле). Воспитатель: У планеты, на которой мы живем, есть каменная одежда. Горы — это огромные глыбы камня. 2. Основная 2. 1. Общение «Как человек использует камни» Давайте пройдем к доске и посмотрим с вами для чего служит камень человеку. Из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции мет-ро (картинки каменные дома, станции метро). Даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему? (прочные надежные). В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Ребята, а вы знаете кто такой коллекционер? А что можно коллекционировать? Я тоже коллекционер я собираю коллекцию камней. Я сегодня ее для вас принесла, хотите посмотреть? В моей коллекции разные камни и некоторые из них хрупкие поэтому попрошу вас пальчиками их не трогать. 2. 2. Экскурсия в мини-музей «Необычные камни» Посмотрите этот камень называется мрамор он добыт в Маслянинском районе, а этот камень называется обсидиан он известен человеку еще с давних времен. Этот камень рождается в сердце вулкана. Обсидиан образуется из охлажденной лавы по этому его еще называют вулканическим, камень был добыт в Карелии. А это камень называется Графит он добыт на Южном Урале, посмотрите, как он переливается. Этот камень называется Бирюза он попал в мою коллекцию из Монголии. Воспитатель: Ребята, акто-нибудь знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни? Дети: (Геологи) Воспитатель: Геологи — это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей они ищут полезные ископаемые, и разные камни, работают в лабораториях по их изучению. Работа у геологов трудная. Но такая интересная. 2. 3. Презентация «Каменные природные объекты» Ребята, а вы знаете, что на территории нашего Маслянинского округа можно встретить интересные каменные природные объекты? Давайте присядем на стульчики и отправимся в виртуальную экскурсию по Маслянинскому округу. 2. 4. Физминутка «Камешки» По дорожке шли, шли Много камешков нашли. Присели, собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Стоп! Немножко отдохнем! И опять работать мы пойдем! 2. 5. Работа в исследовательской лаборатории Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы с вами все знаем о камнях? (Ответы детей). Камни имеют много разных свойств. Чтобы узнать об этих свойствах я приглашаю вас в лабораторию. Представьте, что вы ученые геологи и хотите обследовать свойства камней. Прежде чем зайти в лабораторию нам нужно одеть халаты и шапочки. Воспитатель: Посмотрите, перед вами разные предметы – Разные тарелочки, где лежат камни, увеличительное стекло, фломастеры, таблицы, куда вы будете заносить результаты исследования. (Дети рассаживаются за столами, на которых заранее приготовлено всё необходимое для опытов.) Перед тем, как приступить нашей работе потренируем наши ручки. Для этого возьмите фломастер и покатайте их между ладонями. Потренировали? Молодцы! Итак, мы начинаем нашу исследовательскую работу. Опыт №1 «Рассматривание камней через лупу» Ребята возьмите камушки из своих тарелок. Рассмотрите их, для того чтобы лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся увеличительным стеклом. Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). А теперь потрогайте камешки какие они на ощупь? Гладкие и шероховатые. Молодцы, очень внимательные дети. Вывод: Какой вывод мы можем сделать — камни имеют рисунки, а еще они бы-вают гладкими и шероховатыми. Вы определили свойство своих камней отметим в таблице. Дети отмечают свойство камня в таблице фломастерами. Опыт № 2 «Определение размера» Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на свои камни, а все ли камни одина-кового размера? Найдите и покажите мне у вас ваш самый большой камень, а теперь самый маленький, средний. Кто скажет важный вывод о размерах камней? Вывод: камни бывают разных размеров. Отметьте в таблице в нужной графе галочкой. Опыт №3 «Определение твердости» Воспитатель: Давайте возьмем любой камень и кусочек пластилина. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей). Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней давайте отметим в таблице. Вывод: камни бывают твердые. Опыт № 4 «Плавучесть» Воспитатель: для следующего опыта мы с вами пройдем за другой стол. Возьмите каждый перышко и опустить его в чашку с водой. Посмотрите, что произошло? Оно тонет или нет? Почему? Оно плавает, значит, оно лёгкое. Теперь возьмите каждый по камню и опустите в воду. Что с ним происходит? Он тонет в воде, значит, он тяжёлый. Давайте теперь вернемся и отметим в нужной графе галочкой наш вывод. Воспитатель: Ребята, а сейчас давайтевместе с вами подведем итог используя таблицу наблюдения, которую мы заполняли. Камнинаши не большого размера (мы определили, что бывают разного размера) прочные, так как их очень трудно смять, онитяжёлый (потому что тонет в воде). А еще камни бывают гладкие и шероховатые, имеют рисунки (неровности, углубления, ямочки, узоры). 3. Рефлексия «Гора Самоцветов» Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы мы завершили нашу исследовательскую работу. Сегодня вы узнали много нового о камнях. Подходите сюда. Я предлагаю вам взять разноцветный камешек, если все было понятно и интересно и черный ка-мушек если вдруг что-то было не понятно, в чем- то была трудность. Посмотрите какие красивые разноцветные у вас камушки они похожи на драгоцен-ные самоцветы, а давайте вам на память создадим гору Самоцветов, которая будет радовать вас и ваших воспитателей. Молодцы. Спасибо большое.
|