Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «Прогулка к весенней березе» |
Познание | |||
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |||
25.04.2025 12:38 | |||
Воспитатель: Золотарева Татьяна Ивановна Цель: Развивать познавательные способности детей через наблюдение и изучение березы весной. Задачи: Образовательные: Формировать представление детей о характерных особенностях берёзы, условиях, необходимых для роста дерева в весенний период. Развивать наблюдательность, познавательно -исследовательскую деятельность (исследовать кору берёзы). Развивающие: Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа берёзы. Способствовать развитию умения задавать вопросы и выражать свои мысли. Воспитательные: Воспитывать любовь, интерес, бережное, заботливое отношение к природе родного края.
Оборудование и материалы: Картинки с изображением березы в разное время года, лупы, тонированные альбомные листы, с заранее нарисованным стволом березы, гуашь зеленого и черного цвета, трафареты в форме березового листа, салфетки, кисточки и баночки-непроливайки. Методы обучения:
Тип учебного занятия: Комбинированное. Технологическая карта образовательной деятельности Ход образовательной деятельности (Дети сидят на стульчиках в групповой комнате) Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. Хотите узнать какой? Дети: Да. Воспитатель: Для этого надо отгадать загадку: Русская красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане. Дети: Это дерево береза. Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку правильно. Это дерево –береза. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением березы в разное время года). Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. Как прекрасна береза влюбое время года. (Дети читают четверостишья о березе с показом картинки соответствующей времени года) Ребенок 1: У задумчивой березки На ветвях висят сережки. Ты, березка, не грусти, Почки в листья распусти. Дети: Береза весной Ребенок 2: Всем береза нравится Ведь она – красавица! Белый ствол, густая крона Рассылает всем поклоны Листья тихо шелестят Меж собою говорят. Дети: Береза летом Ребенок 3: Белая берёза косы распустила, Белая берёза ветки опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают. Дети: Береза осенью Ребенок 4: В снегу стоит берёзка. Напудрена причёска! Затейливые банты! На бантах бриллианты! Дети: Береза зимой Воспитатель: Сегодня ребята, мы пойдем на прогулку к весенней березе и посмотрим на «настоящую березу». (Дети с воспитателем идут по дорожке вокруг детского сада, повторяют правила безопасности, находят берёзку и собираются вокруг неё) Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к красавице берёзке. О ней придумано много стихов, песен, загадок. Давайте с ней поздороваемся. Дети: Здравствуй, берёзка. Мы пришли к тебе в гости. Воспитатель: Посмотрите, берёзка в ответ качает нам веточками. Давайте познакомимся с березкой поближе, рассмотрим ее, расскажем, что есть у дерева. (Дети внимательно рассматривают березу) Воспитатель: Ребята, подумайте, как можно сказать про берёзу, какая она? Дети: Красивая, зелёная, высокая, весёлая, стройная, кудрявая и т.д. Воспитатель: Посмотрите на эту березу, она отличается от всех остальных деревьев. В любое время года, мы можем узнать берёзку? Дети: У берёзы ствол белый. Воспитатель: Правильно, такой белой коры не найдёшь ни на одном дереве. Береза – единственное дерево с белой корой. Давайте попробуем соединить два слова: белая + ствол Значит берёза какая? (Белоствольная) (Дети повторяют) Воспитатель: Молодцы! Ствол у березы белый с черными точками. Ребята, интересно, зачем нужны берёзке эти чёрные чёрточки? (Дети предлагают свои варианты ответов). Воспитатель: Только у берёзы, такой чёрно – белый ствол. Через тёмные полоски и чёрточки берёзка дышит, летом, в жару, они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Обнимите берёзку, попробуйте вытащить дерево из земли. Не получается? Почему? (Дети высказывают свои предположения) Воспитатель: Да верно, дерево в земле держат большие, крепкие корни. Погладьте кору берёзы. Какая она? Тёплая или холодная? Дети: Кора холодная. Воспитатель: Какая кора у дерева, гладкая или шершавая? Дети: Кора гладкая. Воспитатель: Кора – это «одежда» берёзки, она защищает её от холода. Возьмите лупы и рассмотрите кору. (Дети через лупы исследуют кору берёзы и выясняют, что на коре есть трещины и неровности) Воспитатель: Многие насекомые прячутся на зиму в эти трещины под кору дерева, потому что там теплее, с наступлением весны просыпаются и выползают. Воспитатель: Посмотрите на ветки берёзы. Какие они? Дети: Ветки у березы тонкие, наклоняются вниз. Воспитатель: Что вы видите на ветках? Отгадайте загадку: Висят на ветках зеленые монетки. Дети: Это листочки. Воспитатель: Молодцы! Познавательная игра "Я вижу": Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Я вижу что-то...» (Диалог) Воспитатель: Я вижу что-то белое и гладкое. Ребенок: Вы видите кору. Воспитатель: Верно! А теперь я вижу что-то зеленое и маленькое. Ребенок: Вы видите листья. (Дети встают в круг возле березки, делятся своими впечатлениями). Воспитатель: Что вам понравилось в березе? Ребенок: Она высокая. Воспитатель: Зачем нам необходимы деревья? Дети: Они дают тень, помогают нам дышать. (Дети возвращаются в группу, по пути поют песенку «Воробей с березы на дорогу прыг…» Коллективная продуктивная деятельность (В групповой комнате детям раздаются белые альбомные листы, с заранее нарисованным стволом березы, гуашь зеленого и черного цвета, трафареты в форме березового листа, салфетки, кисточки и баночки-непроливайки). Воспитатель: Ребята, предлагаю вам нарисовать березу, которую вы сегодня видели во время прогулки. Используйте трафареты и гуашь для рисования листочков на ветках березы и затем дорисуйтена стволе березы черной гуашью с помощью кисточки тоненькие линии-чечевички. (Дети самостоятельно выполняют рисунок) Воспитатель: Кто хочет показать свой рисунок? Ребенок: Я нарисовал березу с птичкой. Воспитатель: Очень красиво! Рефлексия: Воспитатель: Что мы рассматривали? О чем говорили? Дети: Рассматривали весеннюю березу. Воспитатель: Что больше всего вам понравилось и запомнилось? Дети: Прогулка к весенней березе. Воспитатель: Ребята, чтобы березки были всегда стройными и красивыми, давайте охранять и защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Нельзя портить кору, чтобы березка не высохла! Нельзя вырубать березовые рощи!
|