Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой» |
Познание | |||
Автор: Костюкова Елена Евгеньевна | |||
19.01.2025 15:15 | |||
Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе по финансовой грамотности «Путешествие с Монеточкой» Государственное бюджетное образовательное учреждениесредняя образовательная школа имениА. А. Климова пгт Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад «Созвездие» Волжский район Самарской области Разработал: воспитатель Костюкова Елена Евгеньевна2024 Введение: Актуальность. Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности – это необходимое направление в современной системе дошкольного образования, так как является глобальной социальной проблемой, связанной с ребенком с самых ранних его лет жизни. Дети невольно включены в финансовую жизнь семьи. Они знакомятся с деньгами, кредитами, товарами, рекламой. Дошкольный возраст продуктивен в плане приобретения таких индивидуально-психологических особенностях личности какответственность, экономия, рациональное поведение в простых обменных операциях.
Цель: Сформировать основу финансовой грамотности у ребенка, а именно навыки сбережения и трат; способствовать формированию различных экономических потребностей. Закреплять представления об основах финансовой грамотности через игровую деятельность. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ожидаемый результат: Ожидаемый результат после данного занятия – это закрепление основ финансовой грамотности, приобретение детьми навыков сбережения и трат, научить детей экономить деньги и правильно использовать по назначению и потребностям. Условия и формапроведения. Во время образовательной деятельности мы использоваликонверт, мяч, картинки с предметами (автомобиль, одежда, дом, продукты, любовь, сон, здоровье, лекарства, книги, счастье), проектор, ноутбук для трансляции интерактивной игры, 2 кошелька, коробка, копилка, бумажные купюры (по 50, 100, 500 рублей, купюры других стран), товары для магазина (игрушки, поделки). Использовались следующие формы работы:
Оценка автором результата. Данная образовательная деятельность включает в себя интеграцию следующих областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Для проведения образовательной деятельности был выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий. Все задания в ОД были связаны одной сюжетной линией. Содержательная часть проходила через проблемную ситуацию в нескольких частях помещения для разнообразия смены деятельности детей. Дети, выполняя задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность. Основная часть. Ход педагогического мероприятия: Воспитатель: Добрый день ребята. Я рада видеть вас в хорошем настроении. У меня есть к вам один вопрос, любите ли вы путешествовать? (ответы детей) Воспитатель: Я тоже очень люблю путешествовать и сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие в страну моей знакомой. А кто она попробуйте угадать. Кругленькая, маленькая, упадет звенит, хоть она и мала, но очень ценна. Вы догадались? (ответы детей монета) А вы знаете из какой она страны? (ответы детей (страна Денег). Воспитатель: Совершенно верно. Итак, для того чтобы попасть в страну Денег нужно произнести волшебные слова. Ну что готовы? Тогда закройте глаза и повторяйте за мной: (тихо звучит музыка) «Вокруг себя повернись в стране Денег очутись». Появляется Монеточка (переодетый взрослый) Воспитатель: Ребята, посмотрите вот мы и очутились в стране Денег. А вот и моя знакомая — Монеточка, которая согласилась с нами попутешествовать и все рассказать о своей стране, а кто она попробуйте угадать. Монеточка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Дети: (ответы детей) Монеточка:) Чтобы отправиться в путешествие по моей стране, нужно подготовиться. Я вам немного расскажу, что это за страна Денег. Здесь живут разные жители, это я-Монеточка, мои друзья – купюры, пластиковые карты. Во время путешествия я буду давать вам задания и задавать вопросы, а вам нужно отвечать наних, за каждый правильный ответ вам будут давать монетку. В конце нашего путешествия мы с вами посетим магазин, в котором сможем приобрести покупки на собранные деньги. Первое задание от меня. Предлагаю разделиться на 2 команды и открыть мой конверт с заданием, который я отправила вашему воспитателю. Каждой команде я дарю кошелек, в который вы будете собирать монеты и купюры. За правильные ответы команды будут получать монету. Воспитатель: Да, я получила конверт, (показывает). Делит детей на 2 команды. Открывает конверт зачитывает. (Дорогие ребята, проявите внимание и отгадайте мои загадки, будьте внимательны, за правильный ответ я подарю вам монету). Загадки 1. В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в... (в банке) (воспитатель дает монетку, команде, которая правильно ответила на вопрос) 2. И врачу, и акробату Выдают за труд.. (зарплату). (дает монетку) 3. Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы, Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине (копилка) (дает монетку) 4. Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? (банкомат) (дает монетку) Монеточка: Молодцы ребята, много знаете о деньгах. И я предлагаю отправиться дальше. Найдите в помещении копилку с заданием. (Дети находят, в копилке записочка, воспитатель берет зачитывает) Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Игра «Для чего нам нужны деньги?» Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. - Если мы едим на автобусе, мы платим? - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д. Воспитатель: И так, чтобы купить различные товары нам нужны? Дети – деньги Воспитатель: Зачитывает (Что можно купить за деньги? Продемонстрируйте это с помощью картинок.) Воспитатель: Я буду показывать вам картинки, если этот предмет можно купить за деньги, то хлопайте в ладоши, если нет — то потопайте. (Воспитатель показывает картинки: хлеб, платье, дождь, торт, дом, радуга, солнце, молоко, кукла, машина, снег). (за каждый правильный ответ дают монетку, команды складывают ее в кошелек) Воспитатель: Молодцы ребята! Монеточка: А сейчас внимание на экран (на интерактивной доске или ноутбуке транслируется интерактивная игра «Игра с Монеточкой»). Я предлагаю вам игру – викторину! Внимание! Я буду задавать вопрос а вы должны выбрать картинку, изображение которой соответствует ответу.
золотых монет на Поле Чудес вСтране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? 11 слайд: Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, из под которого сыпались золотые монеты? 12 слайд: Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»? Монеточка: Молодцы, ребята! Вы все справились и я каждой команде дарю по купюре! (дарит каждой команде по 100 рублевой купюре). Какая эта купюра? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, мы узнали, что в мире существует много разных денег, это рубли, доллары, фунты и франки и еще много других. Вы сегодня посетите наш магазин, и вам нужны будут только деньги России это рубли. Для этого я предлагаю вам игру «Наполни кошелек» каждой команде приготовить кошельки и наполнить их российскими рублями. Игра «Наполни кошелёк» Воспитатель: Команды постройтесь друг за другом в колонну. Ваша задача добежать до стола, взять одну купюру, положить в кошелёк, вернуться обратно и передать кошелёк следующему. Из всех купюр выбрать нужно только российские деньги. Чем больше вы наберете российских денег, тем больше товаров вы сможете купить. Понятно задание? Будьте внимательны, на столе лежат купюры разных стран, вам нужно выбрать только российские. Проводится игра. Воспитатель: Давайте проверим, все ли деньги выбраны правильно. (проверяет, хвалит детей). Ребята, а теперь мы отдохнем, и посчитаем денежки нашем кошельке. Физминутка «Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка — одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы). Монеточка: А я бы хотела с вами порассуждать, как бы вы поступили в следующей ситуации. Вопрос к 1 команде, прошу воспитателя его зачитать. Воспитатель: В магазин привезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама с папой говорят, что пока нет денег, чтобы ее купить, нужно подождать до зарплаты. Как вы поступите?
- будете ждать зарплату. Дети отвечают, получают монетку Воспитатель:) Молодцы ребята! вопрос второй команде. Зачитайте пожалуйста Воспитатель: (зачитывает) Мама и папа получили зарплату. Как правильно ей распорядиться?
- отложить деньги, чтобы накопить и купить что-то большое или поехать в путешествие. Дети: отвечают, получают монетку Воспитатель: Молодцы! Всегда думайте, что выгоднее купить и тратьте деньги, только на самые нужные вещи, тогда вам всегда будет хватать денег. Монеточка: Ребята, вот вы и добрались до магазина. Сейчас вам нужно посчитать свои монеты и определиться с покупками, а я прощаюсь с вами. До свидания, приятных вам покупок! Дети: До свидания Монеточка! Воспитатель: Ребята, чтобы купить покупки, вам нужно договориться с командой, что вы можете взять на ваши деньги. У каждого товара есть цена. У вас есть купюры бумажные по 500 руб, 100руб и 50 рублей, есть монеты по 1 рублю. На товарах стоят ценники, вы можете приобрести товар только за цену указанную на ценнике. На покупки вам дается 5 минут. (Дети выбирают товары в магазине с учетом их цены.) Воспитатель: Магазин закрывается! Нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись». Воспитатель: Вот ребята, мы с вами и вернулись в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось? (ответы детей) Как вы думаете, когда покупаем покупки нужно обдуманно выбирать, или брать все, что понравиться? Молодцы ребята! Список использованных источников и литературы:
экономику, — СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с. 5. Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старшихдошкольников через игровую деятельность., 2007. — 20 с. 6. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». — Волгоград, 2015. — 34 с –
|