Технологии формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Космынина Юлия Викторовна | |||
29.12.2024 07:02 | |||
Технологии формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста В современном мире большое значение в повседневной жизни человека имеют знания о том, как правильно распоряжаться своими финансами, как планировать бюджет, эффективно использовать кредит, уметь сберегать, не становиться жертвой мошенников. В нашей стране принята и реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года 1. Формирование финансовой грамотности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Вопросы расширения представлений о финансах у дошкольников исследовались Р.В. Макаркиным 2, Г.П. Поварницыной [3], Т.Л. Поповой 4 и другими авторами. В данной статье рассматривается наш опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности и основ финансовой культуры. Эффективной формой работы являются сюжетно-ролевые игры. Например, нами проводилась игра «Магазин». Сначала дети составляли список покупок, выбирали те продукты, которые наиболее полезные и питательные, дети решили не включать в список покупок вредные продукты (например, чипсы, сладкую газированную воду). Дети посчитали, какое количество денег у них есть в наличии, сравнили их с ценами на товары. В ходе игры дети учились оплачивать товар на кассе наличными деньгами и банковской картой, учились давать и считать сдачу, проверять чек на покупку. Для игры использовали макеты продуктов, игрушечную кассу, макеты бумажных и металлических денег, макеты банковских карт, корзинку для продуктов.
Большими обучающими возможностями, на наш взгляд, обладает сюжетно-ролевая игра «Банк». Когда мы проводим с детьми эту игру, дети знакомятся с понятиями «вклад», «кредит», «банковская карта», «проценты» и другими. Эта сюжетно-ролевая игра позволяет детям понять, в каких ситуациях может быть полезен или вреден кредит, а когда помогает накопить деньги на крупную покупку вклад. Дети распределяют роли кассира, клиентов банка. Особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что дети не только расширяют свои представления о финансах, но и учатся выполнять практические действия, связанные с управлением деньгами. Дети начинают понимать, что означают слова «дорого», «дороже чем», «дешевле чем», «сдача», «скидка». Обратили внимание, что расширению представлений дошкольников о финансах способствуют дидактические игры. Чтобы дети смогли понять, из чего формируется бюджет семьи, проводим дидактическую игру с карточками «Доходы и расходы». Детям предлагается два набора карточек с изображениями доходов и расходов. Дети должны разложить карточки на две группы, определив, что является доходом, а что расходом. Мы показываем детям карточку и произносим, что на ней написано и изображено, а дети решают, к какой группе ее отнести. Например, к доходам семьи относятся зарплата, пенсия, проценты по банковским вкладам, доходы от бизнеса, стипендия, пособия. Среди расходов семьи – оплата продуктов питания, транспортные расходы, коммунальные платежи, расходы на одежду, связь и т.д. В процессе дидактических игр дети узнают, что не все в жизни можно купить за деньги. Мы предлагаем детям поиграть в игру «Что можно и нельзя купить за деньги?». Детям предлагаем карточки, на которых изображены мебель, продукты питания, щенок, солнце, полевые цветы и другие объекты. Дети рассуждают, что купить можно, а что нельзя, и объясняют свое решение. Следует отметить, что в ходе формирования финансовой грамотности также осуществляется и знакомстве детей со счетом. Так, например, проводим с детьми дидактическую игру «Покупки». Детям предлагается набор карточек на липучках и игровое поле, к которому нужно прикреплять карточки. Сначала дети выбирают карточку, на которой изображен продукт питания и указана его цена, прикрепляют карточку к полю. Затем в графу «Сколько денег ты дал» игрового поля прикрепляют изображения монет. Считают, достаточно ли денег дали, получат ли сдачу. Если требуется сдача, то в графе «Сколько денег должны сдать» дети прикрепляют изображения монет соответствующего номинала. Проводили с детьми занятия для формирования у них финансовой грамотности. Например, проведено занятие на тему «Виды денег». На этом занятии дети узнали, что деньги бывают бумажные, металлические, электронные. Деньги могут храниться в кошельке, на банковской карте, на вкладе. Дети рассматривали бумажные деньги, узнали, что такое номинал и зачем его необходимо знать при покупках. В своей работе мы применяем показ детям компьютерных презентаций на тему финансов. Нами подготовлены презентации на темы «История возникновения денег», «Виды денег», «Как беречь деньги», «Правила финансовой грамотности». Мы демонстрируем детям эти презентации на большом экране, в ходе показа проводим с детьми беседы. Во время бесед мы стараемся вовлечь детей в активный диалог, предлагаем им рассуждать, приводим конкретные примеры управления финансами из реальной повседневной жизни. В целях формирования финансовой грамотности у детей мы создали картотеку мультфильмов, в которых раскрывается тема финансов, бережливости. В настоящее время существует большое количество современных мультфильмов, отдельные серии которые посвящены теме финансов. Детям очень нравятся мультфильмы, при этом такие просмотры приносят пользу. Интересной формой работы является решение детьми проблемных ситуаций. Так у детей развивается логическое мышление, финансовые знания становятся прочными. Например, предлагаем детям проблемную ситуацию «100 золотых монет». Рассказываем детям, что Буратино смог заработать 100 золотых монет. Когда он получил эти деньги, то задумался, что же с ними сделать. Кот предложил ему закопать деньги на поле, лиса Алиса предложила купить новую машину, пес посоветовал спрятать деньги дома. Мальвина порекомендовала Буратино положить деньги в банк на вклад. Задаем детям проблемный вопрос: «Как вы считаете, чей совет лучше принять Буратино? Почему?». В ходе рассуждений дети делают вывод, что вклад в банке позволит заработать на процентах, и это неплохой вариант сохранения своих средств. Применяем также такую форму работы, как организация исследовательской деятельности детей. Предлагаем детям провести исследование на тему «Как формируется цена?». В ходе исследования дети приходят к выводу, что цена зависит от многих условий: из какого материала изготовлен товар, насколько сложно его произвести, какое оборудование необходимо для производства товара, как далеко находится товар и т.д. Дети изучают, какой путь проходит товар от производителя к потребителю. В ходе занятий и бесед знакомим детей с тем, где люди приобретают разные товары: продукты приобретаются в супермаркете, бытовая и цифровая техника – в специализированном магазине, а многие товары сейчас приобретают в Интернете. Знакомим детей с базовыми понятиями: деньги, бюджет, доходы и расходы, вклады, кредиты, магазины и многими другими. Учим детей, что такое рациональное использование денег. Дети понимают, что деньги платят за труд, поэтому к деньгам нужно относиться бережно, важно подумать, какие покупки действительно нужны, чтобы потратить на них деньги. Работу по финансовой грамотности мы проводим в двух направлениях: первое – расширение представлений детей о мире финансов, знакомство с базовыми понятиями и функциями денег; второе – формирование у детей бережного отношения к деньгам. Следует отметить, что в ходе работы по формированию финансовой грамотности мы осуществляем интеграцию образовательных областей: дети не только узнают больше о финансах, но и формируются математические представления, навыки счета, сравнения множеств, развиваются речь и социально-коммуникативные навыки в ходе сюжетно-ролевых игр. Таким образом, основы финансовой грамотности необходимо формировать с дошкольного возраста. В этих целях мы применяем разнообразные формы работы: сюжетно-ролевые и дидактические игры, показ презентаций, решение проблемных ситуаций, организацию исследовательской деятельности детей, беседы и другие. Наблюдаем положительные результаты: дети понимают, что такое доходы и расходы, как формируется семейный бюджет, что такое сбережения, как товары различаются по своей цене и качеству. Литература
|