Проект «Маленькие профессионалы будущего»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 92»
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Сроки проведения: сентябрь 2024 – май 2025. Авторы: Лыткина А.В. Каверина С.Р. Красноярск 2024
Актуальность:
В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание уделяется социальному развитию каждой личности, готовой развиваться и активно участвовать в развитии общества.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам.
Работа в этом направлении должна начинаться с дошкольного детства, где формируются личностные механизмы поведения и самосознания, а понимание сущности профессий является основополагающей для своей социальной роли и восприятия себя в будущем.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияориентирован на создание условий для позитивной социализации ребенка. Одной из ключевых задач является формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда.
На этапе дошкольного образования важно развивать у детей интерес и уважение к труду, что в дальнейшем способствует осознанному и самостоятельному профессиональному выбору. Создание таких условий помогает детям не только освоить базовые трудовые навыки, но и развить ответственность, инициативность и способность к сотрудничеству, что является важной основой для их будущей профессиональной и социальной жизни.
Постановка проблемы
В настоящее время приобщение к миру профессий в дошкольной образовательной организации часто сводится к ознакомлению с профессиями и видами труда, а также к формированию уважения к труду взрослых. Педагоги используют различные средства для достижения этих целей: тематические занятия и беседы, сюжетно-ролевые игры, встречи с представителями профессий и экскурсии.
Несмотря на то, что в детском саду предусмотрена организация трудовой деятельности детей, она часто ограничивается выполнением хозяйственно-бытовых функций, таких как: дежурство по группе, уход за растениями и самообслуживание, но такая организация не позволяет детям развить профессиональные навыки и умения, а также определить свои склонности и способности.
Таким образом, основным недостатком существующей практики является отсутствие реального включения детей в профессиональную деятельность. Дошкольники не имеют возможности попробовать себя в различных профессиях и получить практический опыт.
Для эффективного развития ранней профессиональной направленности необходимо пересмотреть существующие подходы и создать условия для практического освоения профессии, а также обеспечить включение детей в реальную профессиональную деятельность в дошкольных образовательных организациях.
Цель: создание образовательной и воспитательной среды, для формирования представлений детей о многообразии профессий, через простейшие трудовые операции.
Задачи:
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
- расширять представления детей о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости
- расширять представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека
- способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Результаты проекта
- У детей сформированы представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
- В группах и образовательных холлах детского сада созданы условия для проживания детьми в игре многообразия профессий, их функционала, значимости и понимания структуры трудового процесса.
- На базе МБДОУ № 92 воспитанники имеют возможность проявить свои способности в доступных для дошкольника разных профессиональных областях.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития представлений детей о многообразии профессий.
- В ДОУ создано образовательное профориентированное пространство (ПрофЦентры), способствующие развитиюцелостного мировоззрения и картины мира у воспитанников, помогая им открывать и изучать мир профессий в увлекательной и развивающей среде.
Деятельность в рамках проекта
Стратегия проектазаключается в организации условий для самостоятельной профессиональной деятельности детей в едином образовательном пространстве МБДОУ.
Профцентрыв детском саду, расположены не только в групповых пространствах, но и в отдельных помещениях (холлах) МБДОУ, что дает отличную возможность для детей приобрести начальные профессиональные навыки. Эти пространства доступны для всех групп детского сада и служат важным инструментом вподготовке детей к будущей карьере.
ПрофЦентрыэффективноиспользуютресурспространства, обеспечиваянаглядность, системность, доступностьивозможностьсменыдеятельностидлявоспитанников ДОУ.
ПрофЦентрыпредлагают богатую и разнообразную среду для образовательной и свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В этом пространстве педагоги организуют различные виды активности (в том числе по выбору и замыслу дошкольников), творческие мастерские, научно-экспериментальные лаборатории, квесты и интеллектуальные конкурсы. ПрофЦентры используются для проведения организованных занятий, где педагоги могут направлять детей и знакомить их с различными профессиями. Это помогает структурировать обучение и делает его более практичным, что способствует лучшему усвоению информации и развитию профессиональных навыков. Также центры доступны для свободной деятельности, что позволяет детям самостоятельно выбирать, чем они хотят заниматься. Это способствует развитию самостоятельности и инициативности воспитанников.
Материалы и оборудование в центре организованы так, чтобы дети могли легко понять и визуализировать различные профессии, что включает в себя использование реальных инструментов, моделей и других наглядных пособий. Пространство центра организовано логически последовательно, что помогает детям лучше усваивать информацию и связывать новые знания с уже известными.
ПрофЦентры открыты для всех групп детского сада, что обеспечивает равные возможности для каждого ребенка изучать и развивать свои интересы. Частая смена активности помогает удерживать внимание детей, что делает обучение более динамичным и увлекательным. Содержание ПрофЦентров формируется с учетом актуальных запросов и перспектив развития рынка труда в Красноярском регионе, где преимущественно развиты гастрономические и туристические направления региона.
Таким образом, Проф Центрысоздают благоприятные условия для обучения и развития детей, поддерживая их интерес к изучению мира профессий и формируя у них важные навыки и качества в дальнейшей профессиональной деятельности.
Проект состоит из трех этапов, направленных на реализацию поставленных цели и задач. Каждый этап сформирован с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
План работ по проекту
Подготовительный этап
|
Мероприятия
|
Участники
|
Сроки
реализации
|
Результат
|
Создание образовательной
ситуации, где дети сами
определяют тему проекта иучастие в нем
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы
|
Сентябрь
2024 г.
|
Вхождение в ситуацию проблемы
|
Проведение анкетирования с родителями
|
Родители группы
|
Сентябрь
2024 г.
|
Анкета для родителей «Первые шаги в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром профессий»;
Консультация для родителей «Кто я буду в будущем?»
|
Информирование детей о проекте
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители группы
|
Сентябрь
2024 г.
|
«Ярмарка вакансий» для детей старшего дошкольного возраста
|
Размещение информации о
проекте на сайте ДОУ
|
Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ
|
Сентябрь
2024 г.
|
Образовательный проект «Юный горожанин в мире профессий»
|
Практический (профориентированный) этап проекта
|
Создание Профцентра «Кулинарная лаборатория»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы
|
Октябрь
2024 г.
|
Профцентр «Кулинарная лаборатория»
|
Разработка технологических карт «Кулинарнойлаборатории»
|
Шеф – повар,
воспитатели группы
|
Октябрь
2024 г.
|
Технологические карты «Кулинарной лаборатории»
|
Подборка видео – уроков для интерактивной доски «Готовим с шефом для детей»
|
Шеф – повар,
воспитатели группы
|
Октябрь
2024 г.
|
Видео – уроки «Готовим с шефом для детей»
|
Разработка цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего»
|
Старший воспитатель; воспитатели МБДОУ
|
Октябрь
2024 г.
|
Картотека цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего»
|
Виртуальные экскурсии в: Институт гастрономии СФУ;
Красноярский технологический техникум пищевой промышленности;
|
Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ
|
|
Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска
|
|
Профессии
|
|
Профессия «Повар»
|
Воспитанники, шеф – повар,
воспитатели
|
Октябрь
2024 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Повар»
|
Профессия «Кондитер»
|
Воспитанники, шеф – повар,
воспитатели
|
Октябрь
2024 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Кондитер»
|
Профессия «Пиццмейкер»
|
Воспитанники, шеф – повар,
воспитатели
|
Ноябрь
2024 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Пиццмейкер»
|
Профессия «Официант»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Ноябрь
2024 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Официант»
|
Создание ПрофЦентра«Красноярские столбы»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Декабрь
2024 г.
|
Профцентр «Красноярские столбы»
|
Виртуальные экскурсии в: Парк флоры и фауны «Роев ручей»;
национальный парк «Красноярские столбы» по маршруту «Природа – великий скульптор»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Декабрь
2024 г.
|
Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска
|
Эко - занятия для детей дошкольного возраста: «Животные нацпарка», «Животные в объективе фотоловушки», «Птицы на кормушках», «Красная книга», «Легенды Красноярских Столбов»;
|
Воспитатели МБДОУ
|
Декабрь
2024 г.
|
Эко - занятия для детей дошкольного возраста
|
Игровые комплексы «Заповедный следопыт», «Лесные насаждения», «Фотоловушка», «Волшебство леса»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели МБДОУ
|
Январь
2025 г.
|
Игровые комплексы для детей дошкольного возраста
|
Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательном комплексе «Нарым» для детей старшего дошкольного возраста
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
|
Январь 2025 г.
|
Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательный комплекс «Нарым»
|
Профессии
|
Профессия «Экскурсовод»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Январь
2025 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии экскурсовода
|
Профессия «Натуралист»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Февраль
2025 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста
|
Профессия «Ветеринар»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Март
2025 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста
|
Виртуальные экскурсии
«в Гости к синоптикам»:
В ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»; Красноярский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Апрель
2025 г.
|
Виртуальные экскурсии
«в Гости к синоптикам»
|
Профессии
|
Организация ПрофЦентра «Метеостанция»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Апрель
2025 г.
|
Метеостанция на территории МБДОУ
|
Профессия «Метеоролог»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Апрель
2025 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии метеоролога
|
Профессия «Эколог»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Май 2025 г.
|
Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии эколога
|
Заключительный этап проекта
|
Презентация опыта работы по проекту:
Квест – игра совместно с детьми и родителями «Чья профессия нужней, интересней и важней»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
|
Май 2025 г
|
Квест – игра ««Чья профессия нужней, интересней и важней»
|
Привлечение детей к оформлению книги «Кем работают наши родители»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
|
Май 2025 г
|
Книга «Кем работают наши родители»
|
Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели
|
Май 2025 г
|
Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ
|
Презентация результатов проекта «Юный горожанин в мире профессий»
|
Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
|
Май 2025 г
|
ИКТ презентация проекта «Юный горожанин в мире профессий»
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка результатов проекта
Субъект
|
Предположительныерезультаты проекта
|
Дети
|
- детиотмечают, что проект помог им лучше понять, точто они хотят делать в будущем;
- дети заявили, что проект помог им развить свои навыки и интерес к определенным профессиям;
- дети отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своих возможностях.
|
Родители
|
- родителей отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности их детей.
- родителей заявили, что проект помог им поддержать своих детей в выборе будущей карьеры.
- родителей отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в будущем своих детей.
|
Сотрудники ДОУ
|
- сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности детей.
- сотрудники ДОУ заявили, что проект помог им развить свои навыки работы с детьми.
- сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своей работе с детьми.
|
Распространение результатов проекта
- Публикация статей в научных журналах и образовательных изданиях по дошкольному воспитанию.
- Презентация результатов проекта на РМО г. Красноярска, конференциях и семинарах по образованию и профессиональному развитию.
- Создание видеороликов и интервью с участниками проекта «Юный горожанин в мире профессий» для социальных сетей и образовательных платформ.
- Организация мастер-классов и тренингов для педагогов и специалистов в области дошкольного образования города Красноярска.
- Создание онлайн-курсов и ресурсов для педагогов и родителей, чтобы помочь им развивать профессиональные навыки и интересы у детей.
Устойчивость проекта
Прогноз негативных последствий
|
Способы их коррекции
|
Утрата мотивации у воспитанников в ходе проекта
|
Использование новых форм и методов обучения в реализации проектной деятельности. Учесть индивидуальные особенности каждого ребенка
|
Неравномерное распределение ресурсов:
доступность проекта:
ДОУмогут не иметь достаточных ресурсов для реализации проекта, что приведет к неравенству в доступе к образовательным возможностям.
Эмоциональная перегрузка педагогов:
педагоги могут испытывать дополнительную нагрузку, что негативно скажется на их профессиональном развитии и качестве обучения.
|
Использование в ДОУ современных технологий и ресурсов для реализации проекта.
Комфортная работа педагога над проектом
|
Отсутствие поддержки со стороны родителей:
Непонимание целей проекта:
родители могут не понимать важности проекта, что приведет к недостаточной поддержке и вовлеченности.
Сопротивление изменениям:
родители могут быть против внедрения новых методов и подходов, что создаст конфликты.
|
Качественное консультирование родителей по поводу важной составляющей проекта, которое закладывает основу для будущего профессионального выбора и жизненного пути ребёнка
|
Бюджет проектане предусмотрен.
Список используемых источников
1.ФОП ДО, 2023.
2.Зайчикова О.ЕОрганизация и методика профессиональных проб/ г. Новокуйбышевск, 2012.
3.Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении/Челябинск ЧИППКРО, 2021.
4. Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации/ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия), 2020.
5. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44.
|