Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Маленькие профессионалы будущего»
Познание
Автор: Лыткина А.В. Каверина С.Р.   
29.12.2024 07:12

Проект «Маленькие профессионалы будущего»Проект «Маленькие профессионалы будущего»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 92»

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Сроки проведения: сентябрь 2024 – май 2025. Авторы: Лыткина А.В. Каверина С.Р. Красноярск 2024

Актуальность:

В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание уделяется социальному развитию каждой личности, готовой развиваться и активно участвовать в развитии общества.

 

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам.

Работа в этом направлении должна начинаться с дошкольного детства, где формируются личностные механизмы поведения и самосознания, а понимание сущности профессий является основополагающей для своей социальной роли и восприятия себя в будущем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияориентирован на создание условий для позитивной социализации ребенка. Одной из ключевых задач является формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда.

На этапе дошкольного образования важно развивать у детей интерес и уважение к труду, что в дальнейшем способствует осознанному и самостоятельному профессиональному выбору. Создание таких условий помогает детям не только освоить базовые трудовые навыки, но и развить ответственность, инициативность и способность к сотрудничеству, что является важной основой для их будущей профессиональной и социальной жизни.

Постановка проблемы

В настоящее время приобщение к миру профессий в дошкольной образовательной организации часто сводится к ознакомлению с профессиями и видами труда, а также к формированию уважения к труду взрослых. Педагоги используют различные средства для достижения этих целей: тематические занятия и беседы, сюжетно-ролевые игры, встречи с представителями профессий и экскурсии.

Несмотря на то, что в детском саду предусмотрена организация трудовой деятельности детей, она часто ограничивается выполнением хозяйственно-бытовых функций, таких как: дежурство по группе, уход за растениями и самообслуживание, но такая организация не позволяет детям развить профессиональные навыки и умения, а также определить свои склонности и способности.

Таким образом, основным недостатком существующей практики является отсутствие реального включения детей в профессиональную деятельность. Дошкольники не имеют возможности попробовать себя в различных профессиях и получить практический опыт.

Для эффективного развития ранней профессиональной направленности необходимо пересмотреть существующие подходы и создать условия для практического освоения профессии, а также обеспечить включение детей в реальную профессиональную деятельность в дошкольных образовательных организациях.

Цель: создание образовательной и воспитательной среды, для формирования представлений детей о многообразии профессий, через простейшие трудовые операции.

Задачи:

  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
  • расширять представления детей о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости
  • расширять представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека
  • способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Результаты проекта

  1. У детей сформированы представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
  2. В группах и образовательных холлах детского сада созданы условия для проживания детьми в игре многообразия профессий, их функционала, значимости и понимания структуры трудового процесса.
  3. На базе МБДОУ № 92 воспитанники имеют возможность проявить свои способности в доступных для дошкольника разных профессиональных областях.
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития представлений детей о многообразии профессий.
  5. В ДОУ создано образовательное профориентированное пространство (ПрофЦентры), способствующие развитиюцелостного мировоззрения и картины мира у воспитанников, помогая им открывать и изучать мир профессий в увлекательной и развивающей среде.

Деятельность в рамках проекта

Стратегия проектазаключается в организации условий для самостоятельной профессиональной деятельности детей в едином образовательном пространстве МБДОУ.

Профцентрыв детском саду, расположены не только в групповых пространствах, но и в отдельных помещениях (холлах) МБДОУ, что дает отличную возможность для детей приобрести начальные профессиональные навыки. Эти пространства доступны для всех групп детского сада и служат важным инструментом вподготовке детей к будущей карьере.

ПрофЦентрыэффективноиспользуютресурспространства, обеспечиваянаглядность, системность, доступностьивозможностьсменыдеятельностидлявоспитанников ДОУ.

ПрофЦентрыпредлагают богатую и разнообразную среду для образовательной и свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В этом пространстве педагоги организуют различные виды активности (в том числе по выбору и замыслу дошкольников), творческие мастерские, научно-экспериментальные лаборатории, квесты и интеллектуальные конкурсы. ПрофЦентры используются для проведения организованных занятий, где педагоги могут направлять детей и знакомить их с различными профессиями. Это помогает структурировать обучение и делает его более практичным, что способствует лучшему усвоению информации и развитию профессиональных навыков. Также центры доступны для свободной деятельности, что позволяет детям самостоятельно выбирать, чем они хотят заниматься. Это способствует развитию самостоятельности и инициативности воспитанников.

Материалы и оборудование в центре организованы так, чтобы дети могли легко понять и визуализировать различные профессии, что включает в себя использование реальных инструментов, моделей и других наглядных пособий. Пространство центра организовано логически последовательно, что помогает детям лучше усваивать информацию и связывать новые знания с уже известными.

ПрофЦентры открыты для всех групп детского сада, что обеспечивает равные возможности для каждого ребенка изучать и развивать свои интересы. Частая смена активности помогает удерживать внимание детей, что делает обучение более динамичным и увлекательным. Содержание ПрофЦентров формируется с учетом актуальных запросов и перспектив развития рынка труда в Красноярском регионе, где преимущественно развиты гастрономические и туристические направления региона.

Таким образом, Проф Центрысоздают благоприятные условия для обучения и развития детей, поддерживая их интерес к изучению мира профессий и формируя у них важные навыки и качества в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проект состоит из трех этапов, направленных на реализацию поставленных цели и задач. Каждый этап сформирован с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

План работ по проекту

Подготовительный этап

Мероприятия

Участники

Сроки

реализации

Результат

Создание образовательной

ситуации, где дети сами

определяют тему проекта иучастие в нем

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы

Сентябрь

2024 г.

Вхождение в ситуацию проблемы

Проведение анкетирования с родителями

Родители группы

Сентябрь

2024 г.

Анкета для родителей «Первые шаги в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром профессий»;

Консультация для родителей «Кто я буду в будущем?»

Информирование детей о проекте

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители группы

Сентябрь

2024 г.

«Ярмарка вакансий» для детей старшего дошкольного возраста

Размещение информации о

проекте на сайте ДОУ

Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ

Сентябрь

2024 г.

Образовательный проект «Юный горожанин в мире профессий»

   Практический (профориентированный) этап проекта

Создание Профцентра «Кулинарная лаборатория»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы

Октябрь

2024 г.

Профцентр «Кулинарная лаборатория»

Разработка технологических карт «Кулинарнойлаборатории»

Шеф – повар,

воспитатели группы

Октябрь

2024 г.

Технологические карты «Кулинарной лаборатории»

Подборка видео – уроков для интерактивной доски «Готовим с шефом для детей»

Шеф – повар,

воспитатели группы

Октябрь

2024 г.

Видео – уроки «Готовим с шефом для детей»

Разработка цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего»

Старший воспитатель; воспитатели МБДОУ

Октябрь

2024 г.

Картотека цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего»

Виртуальные экскурсии в: Институт гастрономии СФУ;

Красноярский технологический техникум пищевой промышленности;

Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ

 

Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска

 

Профессии

 

Профессия «Повар»

Воспитанники, шеф – повар,

воспитатели

Октябрь

2024 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Повар»

Профессия «Кондитер»

Воспитанники, шеф – повар,

воспитатели

Октябрь

2024 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Кондитер»

Профессия «Пиццмейкер»

Воспитанники, шеф – повар,

воспитатели

Ноябрь

2024 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Пиццмейкер»

Профессия «Официант»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Ноябрь

2024 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Официант»

Создание ПрофЦентра«Красноярские столбы»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Декабрь

2024 г.

Профцентр «Красноярские столбы»

Виртуальные экскурсии в: Парк флоры и фауны «Роев ручей»;

национальный парк «Красноярские столбы» по маршруту «Природа – великий скульптор»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Декабрь

2024 г.

Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска

Эко - занятия для детей дошкольного возраста: «Животные нацпарка», «Животные в объективе фотоловушки», «Птицы на кормушках», «Красная книга», «Легенды Красноярских Столбов»;

Воспитатели МБДОУ

Декабрь

2024 г.

Эко - занятия для детей дошкольного возраста

Игровые комплексы «Заповедный следопыт», «Лесные насаждения», «Фотоловушка», «Волшебство леса»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели МБДОУ

Январь

2025 г.

Игровые комплексы для детей дошкольного возраста

Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательном комплексе «Нарым» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Январь 2025 г.

Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательный комплекс «Нарым»

Профессии

Профессия «Экскурсовод»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Январь

2025 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии экскурсовода

Профессия «Натуралист»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Февраль

2025 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста

Профессия «Ветеринар»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Март

2025 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста

Виртуальные экскурсии

«в Гости к синоптикам»:

В ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»; Красноярский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Апрель

2025 г.

Виртуальные экскурсии

«в Гости к синоптикам»

Профессии

Организация ПрофЦентра «Метеостанция»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Апрель

2025 г.

Метеостанция на территории МБДОУ

Профессия «Метеоролог»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Апрель

2025 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии метеоролога

Профессия «Эколог»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Май 2025 г.

Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии эколога

Заключительный этап проекта

Презентация опыта работы по проекту:

Квест – игра совместно с детьми и родителями     «Чья профессия нужней, интересней и важней»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Май 2025 г

Квест – игра ««Чья профессия нужней, интересней и важней»

Привлечение детей к оформлению книги «Кем работают наши родители»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Май 2025 г

Книга «Кем работают наши родители»

Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели

Май 2025 г

Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ

Презентация результатов проекта «Юный горожанин в мире профессий»

Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Май 2025 г

ИКТ презентация проекта «Юный горожанин в мире профессий»

             

Оценка результатов проекта

Субъект

Предположительныерезультаты проекта

Дети

- детиотмечают, что проект помог им лучше понять, точто они хотят делать в будущем;

- дети заявили, что проект помог им развить свои навыки и интерес к определенным профессиям;

- дети отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своих возможностях.

Родители

- родителей отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности их детей.

- родителей заявили, что проект помог им поддержать своих детей в выборе будущей карьеры.

- родителей отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в будущем своих детей.

Сотрудники ДОУ

- сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности детей.

- сотрудники ДОУ заявили, что проект помог им развить свои навыки работы с детьми.

- сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своей работе с детьми.

Распространение результатов проекта

  • Публикация статей в научных журналах и образовательных изданиях по дошкольному воспитанию.
  • Презентация результатов проекта на РМО г. Красноярска, конференциях и семинарах по образованию и профессиональному развитию.
  • Создание видеороликов и интервью с участниками проекта «Юный горожанин в мире профессий» для социальных сетей и образовательных платформ.
  • Организация мастер-классов и тренингов для педагогов и специалистов в области дошкольного образования города Красноярска.
  • Создание онлайн-курсов и ресурсов для педагогов и родителей, чтобы помочь им развивать профессиональные навыки и интересы у детей.

Устойчивость проекта

Прогноз негативных последствий

Способы их коррекции

Утрата мотивации у воспитанников в ходе проекта

Использование новых форм и методов обучения в реализации проектной деятельности. Учесть индивидуальные особенности каждого ребенка

Неравномерное распределение ресурсов:

доступность проекта:

ДОУмогут не иметь достаточных ресурсов для реализации проекта, что приведет к неравенству в доступе к образовательным возможностям.

Эмоциональная перегрузка педагогов:

педагоги могут испытывать дополнительную нагрузку, что негативно скажется на их профессиональном развитии и качестве обучения.

Использование в ДОУ современных технологий и ресурсов для реализации проекта.

Комфортная работа педагога над проектом

Отсутствие поддержки со стороны родителей:

Непонимание целей проекта:

родители могут не понимать важности проекта, что приведет к недостаточной поддержке и вовлеченности.

Сопротивление изменениям:

родители могут быть против внедрения новых методов и подходов, что создаст конфликты.

Качественное консультирование родителей по поводу важной составляющей проекта, которое закладывает основу для будущего профессионального выбора и жизненного пути ребёнка

Бюджет проектане предусмотрен.

Список используемых источников

1.ФОП ДО, 2023.

2.Зайчикова О.ЕОрганизация и методика профессиональных проб/                                   г. Новокуйбышевск, 2012.

3.Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении/Челябинск ЧИППКРО, 2021.

4. Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации/ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия), 2020.

5. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год