| 
  Проект «Маленькие профессионалы будущего» 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 92» 
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 
Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Сроки проведения: сентябрь 2024 – май 2025. Авторы: Лыткина А.В. Каверина С.Р. Красноярск 2024 
Актуальность: 
В современных нормативных документах в сфере образования большое внимание уделяется социальному развитию каждой личности, готовой развиваться и активно участвовать в развитии общества. 
  
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. 
Работа в этом направлении должна начинаться с дошкольного детства, где формируются личностные механизмы поведения и самосознания, а понимание сущности профессий является основополагающей для своей социальной роли и восприятия себя в будущем. 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияориентирован на создание условий для позитивной социализации ребенка. Одной из ключевых задач является формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда. 
На этапе дошкольного образования важно развивать у детей интерес и уважение к труду, что в дальнейшем способствует осознанному и самостоятельному профессиональному выбору. Создание таких условий помогает детям не только освоить базовые трудовые навыки, но и развить ответственность, инициативность и способность к сотрудничеству, что является важной основой для их будущей профессиональной и социальной жизни. 
Постановка проблемы 
В настоящее время приобщение к миру профессий в дошкольной образовательной организации часто сводится к ознакомлению с профессиями и видами труда, а также к формированию уважения к труду взрослых. Педагоги используют различные средства для достижения этих целей: тематические занятия и беседы, сюжетно-ролевые игры, встречи с представителями профессий и экскурсии. 
Несмотря на то, что в детском саду предусмотрена организация трудовой деятельности детей, она часто ограничивается выполнением хозяйственно-бытовых функций, таких как: дежурство по группе, уход за растениями и самообслуживание, но такая организация не позволяет детям развить профессиональные навыки и умения, а также определить свои склонности и способности. 
Таким образом, основным недостатком существующей практики является отсутствие реального включения детей в профессиональную деятельность. Дошкольники не имеют возможности попробовать себя в различных профессиях и получить практический опыт. 
Для эффективного развития ранней профессиональной направленности необходимо пересмотреть существующие подходы и создать условия для практического освоения профессии, а также обеспечить включение детей в реальную профессиональную деятельность в дошкольных образовательных организациях. 
Цель: создание образовательной и воспитательной среды, для формирования представлений детей о многообразии профессий, через простейшие трудовые операции. 
Задачи: 
- формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
 
- расширять представления детей о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости
 
- расширять представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека
 
- способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
 
 
Результаты проекта 
- У детей сформированы представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
 
- В группах и образовательных холлах детского сада созданы условия для проживания детьми в игре многообразия профессий, их функционала, значимости и понимания структуры трудового процесса.
 
- На базе МБДОУ № 92 воспитанники имеют возможность проявить свои способности в доступных для дошкольника разных профессиональных областях.
 
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития представлений детей о многообразии профессий.
 
- В ДОУ создано образовательное профориентированное пространство (ПрофЦентры), способствующие развитиюцелостного мировоззрения и картины мира у воспитанников, помогая им открывать и изучать мир профессий в увлекательной и развивающей среде.
 
 
Деятельность в рамках проекта 
Стратегия проектазаключается в организации условий для самостоятельной профессиональной деятельности детей в едином образовательном пространстве МБДОУ. 
Профцентрыв детском саду, расположены не только в групповых пространствах, но и в отдельных помещениях (холлах) МБДОУ, что дает отличную возможность для детей приобрести начальные профессиональные навыки. Эти пространства доступны для всех групп детского сада и служат важным инструментом вподготовке детей к будущей карьере. 
ПрофЦентрыэффективноиспользуютресурспространства, обеспечиваянаглядность, системность, доступностьивозможностьсменыдеятельностидлявоспитанников ДОУ. 
ПрофЦентрыпредлагают богатую и разнообразную среду для образовательной и свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В этом пространстве педагоги организуют различные виды активности (в том числе по выбору и замыслу дошкольников), творческие мастерские, научно-экспериментальные лаборатории, квесты и интеллектуальные конкурсы. ПрофЦентры используются для проведения организованных занятий, где педагоги могут направлять детей и знакомить их с различными профессиями. Это помогает структурировать обучение и делает его более практичным, что способствует лучшему усвоению информации и развитию профессиональных навыков. Также центры доступны для свободной деятельности, что позволяет детям самостоятельно выбирать, чем они хотят заниматься. Это способствует развитию самостоятельности и инициативности воспитанников. 
Материалы и оборудование в центре организованы так, чтобы дети могли легко понять и визуализировать различные профессии, что включает в себя использование реальных инструментов, моделей и других наглядных пособий. Пространство центра организовано логически последовательно, что помогает детям лучше усваивать информацию и связывать новые знания с уже известными. 
ПрофЦентры открыты для всех групп детского сада, что обеспечивает равные возможности для каждого ребенка изучать и развивать свои интересы. Частая смена активности помогает удерживать внимание детей, что делает обучение более динамичным и увлекательным. Содержание ПрофЦентров формируется с учетом актуальных запросов и перспектив развития рынка труда в Красноярском регионе, где преимущественно развиты гастрономические и туристические направления региона. 
Таким образом, Проф Центрысоздают благоприятные условия для обучения и развития детей, поддерживая их интерес к изучению мира профессий и формируя у них важные навыки и качества в дальнейшей профессиональной деятельности. 
Проект состоит из трех этапов, направленных на реализацию поставленных цели и задач. Каждый этап сформирован с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. 
План работ по проекту 
| 
 Подготовительный этап 
 | 
 
| 
 Мероприятия 
 | 
 Участники 
 | 
 Сроки 
реализации 
 | 
 Результат 
 | 
 
| 
 Создание образовательной 
ситуации, где дети сами 
определяют тему проекта иучастие в нем 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы 
 | 
 Сентябрь 
2024 г. 
 | 
 Вхождение в ситуацию проблемы 
 | 
 
| 
 Проведение анкетирования с родителями 
 | 
 Родители группы 
 | 
 Сентябрь 
2024 г. 
 | 
 Анкета для родителей «Первые шаги в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром профессий»; 
Консультация для родителей «Кто я буду в будущем?» 
 | 
 
| 
 Информирование детей о проекте 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители группы 
 | 
 Сентябрь 
2024 г. 
 | 
 «Ярмарка вакансий» для детей старшего дошкольного возраста 
 | 
 
| 
 Размещение информации о 
проекте на сайте ДОУ 
 | 
 Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ 
 | 
 Сентябрь 
2024 г. 
 | 
 Образовательный проект «Юный горожанин в мире профессий» 
 | 
 
| 
    Практический (профориентированный) этап проекта 
 | 
 
| 
 Создание Профцентра «Кулинарная лаборатория» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Профцентр «Кулинарная лаборатория» 
 | 
 
| 
 Разработка технологических карт «Кулинарнойлаборатории» 
 | 
 Шеф – повар, 
воспитатели группы 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Технологические карты «Кулинарной лаборатории» 
 | 
 
| 
 Подборка видео – уроков для интерактивной доски «Готовим с шефом для детей» 
 | 
 Шеф – повар, 
воспитатели группы 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Видео – уроки «Готовим с шефом для детей» 
 | 
 
| 
 Разработка цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего» 
 | 
 Старший воспитатель; воспитатели МБДОУ 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Картотека цифровых игр и симуляций «Маленькие профессионалы будущего» 
 | 
 
| 
 Виртуальные экскурсии в: Институт гастрономии СФУ; 
Красноярский технологический техникум пищевой промышленности; 
 | 
 Заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель; воспитатели МБДОУ 
 | 
  | 
 Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска 
 | 
 
|   | 
 Профессии 
 | 
  | 
 
| 
 Профессия «Повар» 
 | 
 Воспитанники, шеф – повар, 
воспитатели 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Повар» 
 | 
 
| 
 Профессия «Кондитер» 
 | 
 Воспитанники, шеф – повар, 
воспитатели 
 | 
 Октябрь 
2024 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Кондитер» 
 | 
 
| 
 Профессия «Пиццмейкер» 
 | 
 Воспитанники, шеф – повар, 
воспитатели 
 | 
 Ноябрь 
2024 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Пиццмейкер» 
 | 
 
| 
 Профессия «Официант» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Ноябрь 
2024 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии «Официант» 
 | 
 
| 
 Создание ПрофЦентра«Красноярские столбы» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Декабрь 
2024 г. 
 | 
 Профцентр «Красноярские столбы» 
 | 
 
| 
 Виртуальные экскурсии в: Парк флоры и фауны «Роев ручей»; 
национальный парк «Красноярские столбы» по маршруту «Природа – великий скульптор» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Декабрь 
2024 г. 
 | 
 Виртуальные экскурсии на профессионально ориентированные организации города Красноярска 
 | 
 
| 
 Эко - занятия для детей дошкольного возраста: «Животные нацпарка», «Животные в объективе фотоловушки», «Птицы на кормушках», «Красная книга», «Легенды Красноярских Столбов»; 
 | 
 Воспитатели МБДОУ 
 | 
 Декабрь 
2024 г. 
 | 
 Эко - занятия для детей дошкольного возраста 
 | 
 
| 
 Игровые комплексы «Заповедный следопыт», «Лесные насаждения», «Фотоловушка», «Волшебство леса» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели МБДОУ 
 | 
 Январь 
2025 г. 
 | 
 Игровые комплексы для детей дошкольного возраста 
 | 
 
| 
 Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательном комплексе «Нарым» для детей старшего дошкольного возраста 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители 
 | 
 Январь 2025 г. 
 | 
 Комплексная Детская образовательная поездка в научно-познавательный комплекс «Нарым» 
 | 
 
| 
 Профессии 
 | 
 
| 
 Профессия «Экскурсовод» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Январь 
2025 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии экскурсовода 
 | 
 
| 
 Профессия «Натуралист» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Февраль 
2025 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста 
 | 
 
| 
 Профессия «Ветеринар» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Март 
2025 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии натуралиста 
 | 
 
| 
 Виртуальные экскурсии 
«в Гости к синоптикам»: 
В ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»; Красноярский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Апрель 
2025 г. 
 | 
 Виртуальные экскурсии 
«в Гости к синоптикам» 
 | 
 
| 
 Профессии 
 | 
 
| 
 Организация ПрофЦентра «Метеостанция» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Апрель 
2025 г. 
 | 
 Метеостанция на территории МБДОУ 
 | 
 
| 
 Профессия «Метеоролог» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Апрель 
2025 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии метеоролога 
 | 
 
| 
 Профессия «Эколог» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Май 2025 г. 
 | 
 Профессиональное становление детей дошкольного возраста в профессии эколога 
 | 
 
| 
 Заключительный этап проекта 
 | 
 
| 
 Презентация опыта работы по проекту: 
Квест – игра совместно с детьми и родителями     «Чья профессия нужней, интересней и важней» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители 
 | 
 Май 2025 г 
 | 
 Квест – игра ««Чья профессия нужней, интересней и важней» 
 | 
 
| 
 Привлечение детей к оформлению книги «Кем работают наши родители» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители 
 | 
 Май 2025 г 
 | 
 Книга «Кем работают наши родители» 
 | 
 
| 
 Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели 
 | 
 Май 2025 г 
 | 
 Профессиональные портфолио воспитанников МБДОУ 
 | 
 
| 
 Презентация результатов проекта «Юный горожанин в мире профессий» 
 | 
 Воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители 
 | 
 Май 2025 г 
 | 
 ИКТ презентация проекта «Юный горожанин в мире профессий» 
 | 
 
|   | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
 
 
Оценка результатов проекта 
| 
 Субъект 
 | 
 Предположительныерезультаты проекта 
 | 
 
| 
 Дети 
 | 
 - детиотмечают, что проект помог им лучше понять, точто они хотят делать в будущем; 
- дети заявили, что проект помог им развить свои навыки и интерес к определенным профессиям; 
- дети отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своих возможностях. 
 | 
 
| 
 Родители 
 | 
 - родителей отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности их детей. 
- родителей заявили, что проект помог им поддержать своих детей в выборе будущей карьеры. 
- родителей отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в будущем своих детей. 
 | 
 
| 
 Сотрудники ДОУ 
 | 
 - сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им лучше понять интересы и способности детей. 
- сотрудники ДОУ заявили, что проект помог им развить свои навыки работы с детьми. 
- сотрудники ДОУ отметили, что проект помог им чувствовать себя более уверенно в своей работе с детьми. 
 | 
 
 
Распространение результатов проекта 
- Публикация статей в научных журналах и образовательных изданиях по дошкольному воспитанию.
 
- Презентация результатов проекта на РМО г. Красноярска, конференциях и семинарах по образованию и профессиональному развитию.
 
- Создание видеороликов и интервью с участниками проекта «Юный горожанин в мире профессий» для социальных сетей и образовательных платформ.
 
- Организация мастер-классов и тренингов для педагогов и специалистов в области дошкольного образования города Красноярска.
 
- Создание онлайн-курсов и ресурсов для педагогов и родителей, чтобы помочь им развивать профессиональные навыки и интересы у детей.
 
 
Устойчивость проекта 
| 
 Прогноз негативных последствий 
 | 
 Способы их коррекции 
 | 
 
| 
 Утрата мотивации у воспитанников в ходе проекта 
 | 
 Использование новых форм и методов обучения в реализации проектной деятельности. Учесть индивидуальные особенности каждого ребенка 
 | 
 
| 
 Неравномерное распределение ресурсов: 
доступность проекта: 
ДОУмогут не иметь достаточных ресурсов для реализации проекта, что приведет к неравенству в доступе к образовательным возможностям. 
Эмоциональная перегрузка педагогов: 
педагоги могут испытывать дополнительную нагрузку, что негативно скажется на их профессиональном развитии и качестве обучения. 
 | 
 Использование в ДОУ современных технологий и ресурсов для реализации проекта. 
Комфортная работа педагога над проектом 
 | 
 
| 
 Отсутствие поддержки со стороны родителей: 
Непонимание целей проекта: 
родители могут не понимать важности проекта, что приведет к недостаточной поддержке и вовлеченности. 
Сопротивление изменениям: 
родители могут быть против внедрения новых методов и подходов, что создаст конфликты. 
 | 
 Качественное консультирование родителей по поводу важной составляющей проекта, которое закладывает основу для будущего профессионального выбора и жизненного пути ребёнка 
 | 
 
 
Бюджет проектане предусмотрен. 
Список используемых источников 
1.ФОП ДО, 2023. 
2.Зайчикова О.ЕОрганизация и методика профессиональных проб/                                   г. Новокуйбышевск, 2012. 
3.Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении/Челябинск ЧИППКРО, 2021. 
4. Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации/ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» (Сочи, Россия), 2020. 
5. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44. 
			 |