Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Волшебный лимон» |
Познание | |||
Автор: Лазарева Оксана Степановна | |||
22.11.2024 07:47 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Волшебный лимон» Лазарева Оксана Степановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №85", г.Рязань Аннотация Одна из основных задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста определена как «развитие умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания». Эффективному решению данной задачи способствует развитие познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования. В процессе детского
экспериментирования ребенок самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность и учится использовать приобретённые знания в повседневной жизни. В процессе познавательной деятельности у детей формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе обучения создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. По данной теме хочу поделиться опытом работы по познавательному развитию посредством экспериментальный деятельности. Целью данной работы является, развитие заинтересованности старшего дошкольного возраста к экспериментально- исследовательской деятельности, познакомить со свойствами лимона. Я выбрала данную тему, опираясь на то, что зачастую мы даже не догадываемся об удивительных свойствах многих овощей и фруктов. В ходе экспериментально- исследовательской деятельности мы с детьми подготовительной группы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его свойства. Проведённые опыты и обзор информации позволили сделать выводы о значении лимона, узнать его историю, много интересных фактов. Цель: создать условия для развития познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности. Задачи:
Активизация словаря: «Цитрусовые», «Лимон», «Лимонное», «Купцы» Материал и оборудование:
Предварительная работа: предварительные беседы о лимоне, о лимонном дереве, игры эксперименты «Опиши предмет на ощупь», разучивание стихотворения «Какой лимон?», дидактическая игра: «Опиши лимон», знакомство с понятием «лаборатория», в сюжетно-ролевой игре «Магазин», игра «Чудесный мешочек», ознакомление с правилами безопасного поведения при проведении опытов. Ход занятия 1 этап. Мотивационный. Воспитатель: Мы можем начинать Но прежде надо дружно Всем здравствуйте сказать. Звенит звонок телефона Воспитатель: Дети, звонит телефон, кто же это может быть? Незнайка: здравствуйте, дети! У меня недавно было День рождение, и друзья мне подарили какой-то необычный предмет (показывает лимон). Мне сказали, что он волшебный. А в чем его волшебство? Помогите разгадать эту загадку. Очень надеюсь на вашу помощь. 2 этап. Ориентировочный. Воспитатель: Дети, а как вы считаете, лимон можно назвать волшебным? Почему? Дети: В нем много витамина С, он полезный, вкусный, удаляет пятна. Незнайка: Я тоже послушаю, почему это лимон вдруг стал волшебным. Воспитатель: Дети, что вы знаете о лимоне? Дети: Жёлтый, кислый, т. п. Воспитатель: Я тоже знаю о лимоне и сейчас вам расскажу. Воспитатель: Лимоны очень любят тепло, поэтому растут только в жарких странах. Особенно много их в Индии, Испании, Китае. А как вы думаете, лимоны растут в Индии? (в огороде? на грядке?). Дети: В садах, на деревьях. Воспитатель: правильно, ребята, лимоны растут в садах, на деревьях. Воспитатель: как называются деревья, на которых растут лимоны? Дети: Лимонные. Воспитатель: Правильно. Давным-давно богатые Купцы из-за границы привезли лимон в Россию и стали продавать его плоды. Русским людям полюбился лимон, и они стали выращивать его из зерен дома в горшке. А чтобы убедиться в чудесных свойствах лимона, мы отправимся с вами в экспериментальную лабораторию. Но сначала давайте вспомним правила работы в лаборатории. Что нужно обязательно сделать? Дети: надеть фартуки и перчатки, смотреть, слушать, не кричать, не трогать без разрешения, работать на своем месте, соблюдать осторожность, делать выводы. Воспитатель: правильно, молодцы! Проходите в лабораторию. (Дети надевают фартуки, воспитатель помогает) З этап. Исполнительский. Воспитатель: Дети, скажите, лимон – это что? какой он по цвету? По форме? Лимон сверху чем покрыт? Какая она на ощупь? Дети: Желтый, Овальный, Покрыт кожурой. Воспитатель: посмотрите, как выглядит лимон внутри (показывает лимон в разрезе). Внутри у лимона мякоть, которая разделена на дольки. А что можно увидеть в мякоти? (Семена) Да, внутри лимона находятся гладкие, светлые семена. Воспитатель: как вы думаете, какой лимон тяжелее: чищенный или с кожурой? Дети: С кожурой Воспитатель: Давайте взвесим. Правильно, с лимон с кожурой тяжелее. А как выдумаете, что будет, если я положу лимоны в воду? Дети: они утонут. Воспитатель: Оба лимона утонут? Давайте посмотрим. Что вы видите? Почему лимон с кожурой, который тяжелее, не утонул? Дети: из-за кожуры. Воспитатель: Кожура у лимона рыхлая и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности. Это еще одно волшебное свойство лимона! Воспитатель: Дети, перед вами на столе стоит тарелочка с кусочком лимона, наденьте его на вилку и лизните языком. Какой лимон на вкус? Дети: Кислый, Сладкий, Вкусный. Воспитатель: А кислый он потому, что в нем содержится очень много витамина С. Этот витамин необходим нам для здоровья. Витамин С делает наш организм крепким. Самое большое количество витамина С в лимоне. Если помазать лимонным соком укус комара, то боль и краснота пройдут быстрее. Врачи рекомендуют употреблять лимоны ежедневно. Чай слимоном смело можно назвать напитком здоровья, ведь он способен избавить от простуды, головной боли, а аромат лимона повышает работоспособность, снимают усталость и сонливость, поднимает настроение, придает бодрость. Это и, правда, волшебный фрукт! Воспитатель: Дети, где еще используется лимон? Что делают из лимона? Дети: Сок, пироги, конфеты, варенье. Воспитатель: правильно, из лимона варят варенье, добавляют в печенье, булочки, пироги. Дети, как можно назвать конфету с лимоном? Дети: Лимонная конфета. Воспитатель: А пирог из лимона? Дети: Лимонный пирог. Воспитатель: Варенье из лимона? Дети: Лимонное варенье. Воспитатель: Ребята, а как можно назвать сок из лимона? Дети: Лимонный сок. Воспитатель: А сейчас мы узнаем, каким свойством обладает лимонный сок. Перед вами лежат клочки ткани, возьмите фломастер и нарисуйте на них маленький круг. А теперь потрите этот рисунок кусочком лимона. Что вы заметили? Дети: Пятно исчезло. Воспитатель: правильно, изображение исчезло. Лимон обладает свойством обесцвечивать вещества, т. е. может выводить пятна с одежды. Этим средством пользуются хорошие хозяйки. Воспитатель: Ребята, а сейчас мы посмотрим, что же произойдет с чаем, если положить туда кусочек лимона. Посмотрите, у вас на столах стаканчики с крепким чаем. Возьмите ложечкой и положите кусочек лимона. Что мы видим? Дети: Лимон поменял цвет чая, вкус. Воспитатель: правильно, лимон меняет цвет, меняет вкус, меняет аромат чая. Воспитатель: сейчас я сделаю настоящие невидимые чернила. Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешиваем в чашке лимонный сок и воду. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге секретное слово. После того, как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем невидно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст достаточно нагреть бумагу, например, поддержавнад лампой накаливания (или свечкой). Что произошло? Дети: проявилось слово. Воспитатель: Правильно. На бумаге отчетливо стали проявляться написанные слова. Сок лимона при нагревании темнеет. Воспитатель: Дети, назовите мне свойства лимонного сока. Дети: Лимонный сок при нагревании темнеет, и написанное слово проявляется. Воспитатель: Ребята давайте вспомним свойства лимона. Детям раздаются карточки с обозначением свойств лимона. Дети: В лимоне содержится витамин Ц, лимон в кожуре не тонет, лимон удаляет пятна, лимон осветляет и меняет вкус чая, лимонный сок при нагревании темнеет, и проявляется написанное слово) Воспитатель: Незнайка, теперь ты узнал, почему лимон волшебный. Незнайка: спасибо, ребята. Вы прилежно и дружно трудились, и секреты лимона мне открылись. И я узнал, почему же лимон считают волшебным. Незнайка: благодаря своим свойствам, а именно, содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай. Лимонный сок при нагревании приобрел желтый оттенок на бумаге, а это значит, что лимонный сок является проявителем. А еще лимон может помочь вывести некоторые пятна на одежде без применения химических пятновыводителей. Кожура у лимона тоже волшебная. В ней есть ямочки с пузырьками воздуха. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. Кожуру лимона можно сравнить со спасательным жилетом или кругом. И конечно лимоны очень полезные, в нем содержится витамин Ц. Воспитатель: Незнайка, хорошо, что ты запомнил все волшебные свойства лимона. Они тебе пригодятся. Расскажешь своим друзьям. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте скажем Незнайке до свидания! Дети: до свидания, Незнайка, до скорых встреч! Незнайка: спасибо, ребята, до свидания! 5 этап. Перспективный. Воспитатель: ну вот, ребята, сегодня мы узнали о лимоне много нового, не только, что лимон полезный, но и что с ним можно проводить очень интересные опыты. Например, вы можете дома вместе с родителями приготовить чай с лимоном. Литература
|