Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы: «В гости к мудрой сове» |
Познание | |||
Автор: Железнова Тамара Михайловна Алибекова Меме Магомедовна Кривенкова Ирина Леонидовна | |||
21.11.2024 23:20 | |||
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы: «В гости к мудрой сове» Подготовили:
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Материал. Дидактическая игра «Угощение для совы» (предметные картинки). Сундучок. Экран. Слайды. Карточки в виде листьев деревьев с изображением птиц. Платок. Шапочки-маски сов. Природный материал (шишки, желуди, семена клена). Пластилин. Доски для лепки. Салфетки. Предварительная работа. Разучивание стихов, пословиц, народных песенок и загадок о сове. Наблюдения на участке детского сада за совой. Проведение занятий по рисованию, лепке и аппликации. Ход образовательной деятельности Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями. Воспитатель. Ребята, все ли из вас любят ходить в гости? Тогда приглашаю вас отправиться в гости к обитателям одного необычного зеленого дома. Ребята, закрывайте глазки. (звучит музыка и дети «переносятся» в лес) Воспитатель. Как вы думаете, что это за дом и кто в нем живет? (Предположения детей). Правильно. Лесной дом – это лес. Тут много жильцов – это бабочки и жуки, и звери и птицы. Давайте навестим нашу знакомую сову. Проводится разминка «В гости к сове». По неизведанной тропе. В гости мы идем к сове. (Маршируют по залу, поднимая и отпуская плечи.) Чтобы дом совы найти, Лес нам надо весь пройти. (Выполняют наклоны вправо-влево.) Мы колени поднимаем, По густой траве шагаем. (Идут, высоко поднимая колени.) Под кустами проползем, (Приседают.) Перепрыгнем бурелом. (Прыгают с передвижением вперед.) Впереди течет река, (Наклоняются вперед, руки вытягивают перед собой ладонями вверх.) Широка и глубока. (Приседают.) Речку мы переплывем (Имитируют движения пловца.) И поляну там найдем. (Маршируют.) На поляне дуб стоит, (Поднимают руки вверх, встают на носочки.) На ветвях сова сидит. (Приставляют руки к глазам – «глаза совы», поворачивают голову вправо-влево.) Звучит аудиозапись пьесы «Лес» (муз. С. Курашова), на экране интерактивной доски демонстрируется изображение леса. Воспитатель. А вот и дом совы. (на экране интерактивной доски появляется изображение дупла.) Интересно, есть ли кто-нибудь дома? (Звучит аудиозапись уханья совы.) Вспомните загадку о хозяйке этого дупла. Ребенок. Хищная ночная птица, Ее в лесу боятся мыши. Говорят, очень умна, Символ мудрости... Воспитатель. Вот и совушка-сова! (Слайд с изображением совы.) Как она выглядит? (Ответы детей). Верно, ребята, у совы густое мягкое оперение. Крупная голова, большие глаза, крепкий клюв. Крылья широкие закругленные. На лапах совы большие когти. Воспитатель. Посмотрите, а это филин, лунь и сыч. (Слайды с изображением филина, луня и сыча.) Чем похожи и чем отличаются эти птицы от совы? (Ответы детей.) Воспитатель. Верно, ребята, а все это потому, что одни живут в лесах, другие в степях, одни на юге, другие на севере. (Слайд с изображением полярной совы.) Воспитатель предлагает рассмотреть в какое белоснежное оперение оделась эта красавица – полярная сова и ответить, зачем ей понадобился такой наряд? (Предположения детей.) Воспитатель рассказывает о полярной сове, что она хищная птица, но и она может оказаться в зубах более крупного охотника: лисы, песца или волка. Белое оперение помогает ей оставаться незаметной на снежных равнинах тундры. А серовато-коричневатое оперение лесной совы делает ее незаметной среди веток деревьев. (Закрепляется с детьми, где живет полярная сова и какие звери в тундре представляют для неё опасность). Ребята, но сегодня мы оказались у дома лесной совы. Но разве можно приходить в гости без угощения? Давайте подумаем, чем можно угостить сову. Проводится дидактическая игра «Угощение для совы». Дети рассматривают предметные картинки, называют изображенные на них объекты и предметы (конфета, лягушка, бублик, мышь, шишка и др.), высказывают предположения о том, употребляют ли их в пищу сова, аргументируя свои высказывания. Затем делают вывод: совы едят животную пищу. Воспитатель. Верно, потому что совы – хищные птицы. Они охотятся на мелких млекопитающих, птиц, насекомых. Они не прочь полакомиться полевой или лесной мышью, кротом или землеройкой, лягушкой или бабочкой. Затем предлагает посмотреть отрывок из мультфильма: «День рождения Иа» и ответить, за что сову называют мудрой. Воспитатель. У совы «умная» внешность: крупная голова с большими глазами, перья вокруг которых похожи на очки. Сова не суетится, не щебечет беззаботно, порхая с ветки на ветку, а ведет себя солидно: сидит целый день на высоком дереве, как будто что-то обдумывает. Далее воспитатель предлагает заглянуть в сундучок нашей совушки-совы, в который она собирает загадки и стихотворения о своих родственниках – птицах. (Достает из сундучка карточки с изображением птиц, раздает их детям.) и загадать их нашим гостям. Тем, кто загадки отгадает, вручить карточки с изображением названных птиц. Дети загадывают загадки. Взрослые называют птиц. Ребенок, у которого находится карточка названной птицы, вручают ее гостью. Далее воспитатель предлагает прочитать стихотворение одному из детей. Ребенок. Появляется ночами. Где ее мы повстречаем? На суку в лесу сидит, Зорко мышек сторожит. Про нее едет молва – Никогда не спит сова. (Н. Меркушова.) Воспитатель обращает внимание детей, что в этом стихотворении говорится о том, что сова охотится ночью и предлагает подумать, что помогает этой птице отыскивать добычу в темноте? Почему она не летает днем? (Предположения детей.) Воспитатель обобщает ответы детей, что совы и филины видят в темноте лучше других животных, глаза этих птиц так чувствительны к свету, что днем они становятся беспомощными, практически слепыми. Именно поэтому в дневное время невозможно увидеть летающих сов. Далее воспитатель рассказывает, что кроме замечательного зрения, совы и филины обладают уникальным слухом. Они слышат шорох мышиных лапок и сразу определяют и расстояние до добычи, и направление, в котором надо лететь. Давайте представим, что вы совы и вылетели на ночную охоту. Затем воспитатель проводит подвижную игру «Сова». Предлагает детям представить, что все – совы, и что все вылетели на ночную охоту. «Сова» Дети образуют круг. Один из игроков надевает маску совы и встает в центр круга, который образуют остальные дети – жуки, бабочки, птички. После слов воспитателя «День наступает – все оживает!» дети бегут по залу, имитируя движения животных, которых они изображают, а сова «спит» (сидит на карточках, закрыв глаза). После слов воспитателя «Ночь наступает – все замирает!» игроки останавливаются, а сова вылетает на охоту: бегает между неподвижно стоящими детьми, оглядывая их. Тех, кто пошевелился или засмеялся, сова уносит в дупло (в центр круга), и они также становятся совами (надевают шапочки-маски сов). При повторении игры все совы вылетают на охоту. После игры воспитатель интересуется, понравилось ли в гостях у совы и предлагает смастерить из шишек и желудей для совы сувениры с ее изображением. Дети садятся за столы, мастерят из природного материала и пластилина поделки и выставляют их на демонстрационный стол. Воспитатель напоминает детям, что пришло время возвращаться в детский сад и пора прощаться с мудрой лесной птицей.
|