Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной школе группе на тему: «Чудо вода» |
Познание | |||
Автор: Киселева Татьяна Анатольевна Светкина Екатерина Александровна | |||
13.11.2024 08:30 | |||
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной школе группе на тему: «Чудо вода» Выполнили: Киселева Т.А. Светкина Е.А. Саранск 2024 Цель: опытным путем познакомить с разными агрегатными состояниями воды. Задачи: развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие словарного запаса, закреплять знания детей о свойствах воды. Материалы и оборудование: глобус, вода в достаточном количестве, воронки, молоко, соль, сахар, песок, стаканы, пробирка, колба разной формы для воды, ложечки, электрический чайник, зеркало, лед, салфетки бумажные. Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас гости. Дети: — Здравствуйте! Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга а приветствие у нас будет не обычное: Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Руку дай соседу справа Руку дай соседу слева Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Обними соседа справа Обними соседа с лева Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа Улыбнись соседу с лева Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Воспитатель: дети, посмотрите что у меня есть? Воспитатель: дети, что же это такое, кто-нибудь знает? Дети: глобус. Воспитатель: правильно, глобус. Глобус это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Что мы можем увидеть на глобусе? Дети: на глобусе мы можем увидеть разные страны, нашу страну. Воспитатель крутит глобус. Воспитатель: посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Дети: на глобусе больше всего синего цвета. Воспитатель: а как вы думаете, что он обозначает? Дети: синим цветом обозначена вода – моря и океаны. Воспитатель: как много воды на нашей планете! Она нужна для жизни на земле всем живым существам. Вода – удивительное вещество. И сегодня мы с вами в этом еще раз убедимся. Для этого мы станем учеными- исследователями, и будем проводит опыты с водой. Нам нужна лаборатория с необходимым оборудованием. Давайте пройдем чуть дальше и мы в ней окажемся. Я буду старшим научным сотрудником, а вы моими учениками – младшими лаборантами. Воспитатель: — Ребята, нам необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории:
Воспитатель: — Молодцы! А теперь надеваем халаты и идем в лабораторию! Дети с воспитателем проходят к столу, на котором расположено оборудование для изучения воды. Опыт№1 – вода жидкая, безвкусная. Воспитатель: ребята, сейчас мы будем проводит исследования. Для начала мы должны убедится, что вода не имеет цвета, вкуса и запаха. Возьмите стаканчик с водой, понюхайте его, чем пахнет, попробуйте воду, какая на вкус? (дети выполняют). В обычном состоянии вода у нас жидкая. Ее можно перемещать из одного сосуда в другой. Как вы думаете, каким образом? Дети: переливать. Воспитатель: правильно. Берем воду и начинаем переливать из стакана в стакан. Воспитатель: что нам показал этот опыт? Дети: вода жидкая, ее можно наливать в емкость и переливать из одной емкости в другую. Опыт№2 –вода принимает форму сосуда. Воспитатель: а сейчас убедимся, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, куда ее поместили. Что бы нам было удобно, и вода не пролилась мимо узкого горлышка, мы будем использовать воронку. Вставляем ее в горлышко бутылки и начинаем аккуратно переливать воду. Дети переливают воду из стаканов в бутылочки разной формы Посмотрите внимательно на ваши бутылочки. Они разной формы. А стаканы, из которых вы наливали все одинаковые. Но что произошло с водой в бутылочках? Дети: вода приняла форму колбочки Воспитатель и дети делают вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее помещают. Опыт№3 – «Вода прозрачная» Воспитатель: теперь мы проведем следующий опыт. Он покажет, прозрачна вода или нет, что вообще значит – прозрачность. Перед детьми стаканы с водой и молоком. Воспитатель: дети, перед вами чистая вода и молоко. И вода и молоко — жидкости, но у них большое отличие. Сейчас выясним какое отличие с помощью опыта. Возьмите, пожалуйста, маленькие игрушки, и опустите одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком. Что вы видите? Дети: в воде игрушка видна, а в молоке нет. Дети с воспитателем делают вывод: вода прозрачная, потому что игрушка видна, а молоко непрозрачное, и игрушка не видна. теперь мы с вами докажем, что вода растворяет некоторые вещества. Опыт №4 – «Вода – растворитель» Воспитатель: Здесь у нас оборудование для того, чтобы узнать, что вода действительно растворяет некоторые вещества. Перед вами на столе пробирки, чтобы узнать, то там лежит, нужно отгадать загадки: Белый как снег, Сладкий, как мед. Во рту тает, Его в чай добавляют (сахар) Это белый минерал Он на кухне генерал. Без него супы и каша Не понравится нам даже. (соль) Воспитатель: как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Дети: потому что они в ней исчезают, тают Воспитатель: предлагаю, уважаемые исследователи, убедиться в этом опытным путем. Дети берут ложечки и размешивают сахар, а затем соль в разных стаканчиках с водой. Делают вывод, что сахар и соль в воде растворились, но вода осталась прозрачной. Воспитатель: дети, мы в начале занятия пробовали простую чистую воду. Она имела какой вкус? Дети отвечают, что вода вкуса не имела. Воспитатель: а теперь попробуйте водичку в стаканчиках с сахаром и солью. Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? Дети и воспитатель делают вывод — вода чистая не имеет вкуса, но принимает вкус растворяемых в ней веществ: сахар – вода сладкая, соль – соленая. таким образом, мы убедились, что вода может растворять вещества и оставаться прозрачной при этом. Поэтому пить воду тоже нужно осторожно, если вы не знаете, откуда она. Воспитатель: но вода не все растворяет, давайте посмотрим, что находится в этой чашечке. Воспитатель поднимает салфетку с блюдца на своем столе. Там песок. Добавляет песок в воду и размешивает.. Воспитатель: что происходит с песком в воде? Дети: ничего, он не растворяется. Воспитатель: а какого цвета вода? Дети: мутного. Воспитатель: здесь мы видим, что вода грязная и пить ее точно не следует без очистки. Где в природе мы встречаем песок в воде в большом количестве? Дети: реки, моря. Воспитатель: правильно, песок лежит на морском, океаническом, речном и озерном побережье. Песок оседает и вода чистая, в шторм мутная. Воспитатель: а сейчас предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка Очень всем нужна вода. Делай раз и делай два. Звери у ручья напились, Влево в право наклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дружно хлопнули в ладоши, До чего день хороший! Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора Опыт №5 «Лед–твердая вода» Воспитатель: приготовила для вас льдинки чтобы мы с вами понаблюдали за таянием льда. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? почему лед тает? Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки? Дети: Влажными. Дети: лед – твердая вода. Опыт №6 – «Вода парообразная» Воспитатель предлагает детям пройти к следующему столу и напомнить о технике безопасности с электрическими приборами. На столе находится прозрачный электрический чайник и зеркало. Воспитатель нагревает воду в чайнике, дети наблюдают за кипением воды. Воспитатель: смотрите, что происходит с водой? Дети: вода кипит. Воспитатель: посмотрите, что выходить из носика чайника? Дети: пар. Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды. Воспитатель предлагает детям потрогать капельки воды. Дети: вода. Воспитатель вводит новое для детей понятие «парообразное состояние воды». Воспитатель: вот и закончилась наша исследовательская деятельность на сегодня. Но мы будем дальше познавать мир и узнавать новое и неизвестное нам в следующий раз. Что больше всего понравилось на занятии? Что меньше всего понравилось?
|