Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Познание
Автор: Беляева Полина Романовна   
11.01.2023 10:27

Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Воспитатель: Беляева Полина Романовна

С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.

 

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов или родителей готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте — это манипулятивный центр, в котором используются материалы: природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки), сенсорные игры и пособия, оборудование (савочки, сито, мельница и др.), ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. В старшем дошкольном возрасте — это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование — весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы — природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература- энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры.

Старший дошкольный возраст — это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.

Так что же такое экспериментирование?! Какие принципы и методы используются в ходе познавательной деятельности. Какие существуют виды экспериментирования.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов:

  • первый вид — наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.)
  • второй вид-наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.) Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований:
  • цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными;
  • процесс наблюдения проводится планомерно и последовательно;
  • педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.

Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ» и т.д.

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.). Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?» Что такое воздух?»).

В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу», «Кто задаст самый интересный вопрос?».

Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры задания: «Рассмотри предмет», «Найди больше отличий» и т.д. Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей, творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.

В ходе экспериментальной деятельности используются следующие основные принципы:

1. Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

6. Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  • демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • долгосрочные наблюдения эксперименты.

Существуют следующие виды экспериментов:

  • индивидуальные или групповые;
  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление) — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса)
  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По способу применения эксперименты делятся на: демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Экспериментальную деятельность можно организовать в трёх основных формах: фронтальной, групповой либо индивидуальной.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год