Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.
Познание
Автор: Трегубова Екатерина Ивановна   
19.12.2022 04:08

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. А. Г. Асмолов.

Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании – запускающий механизм, который успешно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и образование.

Цель ДОУ в организации ранней профориентации в создании мотивирующей профориентированной образовательной среды формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.

 

Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В помощь воспитателю для отбора задач для календарного планирования предложены примерные формулировки задач для разных возрастных групп.

Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет

  1. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
  2. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия.
  3. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет

  1. Формировать положительное отношение к труду взрослых.
  2. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
  3. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  4. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
  5. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет

  1. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
  2. Формировать интерес к профессиям родителей.
  3. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет

  1. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
  2. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
  3. Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет

  1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
  2. Воспитывать уважение к людям труда.
  3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
  4. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Знакомить детей с профессиями стоит начинать с раннего возраста. И не смотря на меняющиеся годовые задачи работу по профориентации необходимо продолжать.

Мы считаем, что детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем и для этого нужны специальные условия.

При организации предметно развивающей среды во всех возрастных группах были соблюдены следующие принципы:

  • Принцип насыщенности;
  • Принцип трансформируемости;
  • Принцип полифункциональности;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип безопасности.

Все центры оснащены развивающим материалом, с учетом разновозрастной группы детей детского сада, где педагог помогает создавать условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне.

Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –педагогического направления по ранней профориентации детей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, нами, начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, и мы делаем все, чтобы их опыт и знакомство было более красочнее.

Безусловно, знакомство с профессиями проходит в беседах, в образовательной деятельности, где любой ребенок может почувствовать себя поваром или врачом, через чтение художественной литературы, дидактические игры (круги Луллия, чей предмет и т.д.). Все это эффективно, когда предметно-пространственная среда обогащена всем необходимым для познания профессий. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для них:

  • спец-одежда военного, военные машины, рации, оружие – ребенок изучает военные профессии и может на мгновение превратиться в полицейского, спасающего всех вокруг!
  • Поварской колпак, фартук, кухня с оборудованием как на самой настоящей кухне и фетровые пельмени с курицей – любой ребенок уже настоящий шеф-повар!
  • Очки, фонендоскоп и халат – и вот он уже не тот простой мальчишка или девочка, а настоящий врач, а добавив сюда компьютер или любой гаджет и он уже не просто врач, а онлайн-доктор!
  • Телефон, яркий наряд и зрители — превратят ребенка в блогера или ведущего онлайн-шоу!

А так же, для расширения и закрепления знаний детям предлагается разнообразный дидактический материал. Книжки со стихотворениями, карточки, альбомы и пазлы помогают легко запомнить особенности каждой профессии. «Облако с заданиями» в приемной подсказывает или помогает вспомнить детям какие бывают профессии.

Наличие необходимых костюмов и атрибутов для игр помогает детям более глубже погрузиться в мир каждой профессии. Вся эта работа проходит, конечно, совместно с родителями, желающими сделать этот мир для своих детей красочней и интересней!

Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Например, посредством виртуальных экскурсий, дидактических, интерактивных и сюжетно-ролевых игр, как традиционных так и современных: «Онлайн-доктор», «Космическая заправка», «Зоопарк будущего». Современным дошкольникам интересны такие профессии как: блогеры, военные, мастера услуг в салонах красоты, сотрудники медицины, артисты и повара, ландшафтные дизайнеры и археологи.

Чтобы задачи профориентационной работы с детьми реализовывались успешно в образовательный процесс мы привлекаем семьи воспитанников повышая их заинтересованность в современных детских потребностях. Совместные проекты, информационные стенды и консультации помогают родителям разобраться в важности и актуальности ранней профориентации. (Например наш детский сад принял участие в масштабном проекте СУЭК «Мир угля», в котором родители рассказали, показали детям о своей профессии.)

Каждый предприимчивый детский сад должен организовывать работу со всеми участниками образовательного процесса таким образом, чтобы результатом были дети готовые в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смело вступить в самостоятельную жизнь. Потому что современное общество хочет, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год