Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»
Познание
Автор: Толкунова Светлана Владимировна   
24.06.2022 11:19

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»

Толкунова Светлана Владимировна старший воспитатель МКДОУ детский сад «Ивушка» Новосибирской области Маслянинского района село Пайвино

Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культуры подрастающего поколения как одну из приоритетных направлений в образовательной системе на всех ее уровнях. Согласно документу в познавательное развитие дошкольников включено «формирование первичных представлений о малой родине».

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с воспитанниками. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы педагоги тем самым формируем привязанность к нему. Опора на красоту окружающего мира и культурные ценности повышают уровень восприятия и тем самым улучшают качество обучения. Я считаю, что изучение родного края необходимо начинать как можно раньше.

Организация современного педагогического процесса в образовательных дошкольных учреждениях требует от педагогических коллективов создания определенных условий и своеобразной материальной среды для детей. Поэтому одной из важных задачнашего ДОУ является организация предметно-пространственной среды, где создаются специальные условия повышающие уровень краеведческого образования детей. Для нас главное, чтобы она стала не только развивающей, но и обеспечивала развитие самостоятельной детской деятельности. Предметный материал, который дается воспитанникам в свободное пользование, должен быть стимулятором, источником знаний и исследовательской деятельностью дошкольников.

При организации развивающей средыдля решения задач краеведческого образованиямы учитываем возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, активность и познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении познать и исследовать все, что находится в поле зрения ребенка. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, мы создаём ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. На тематических занятиях и в совместной деятельности знакомим воспитанников с краеведческими сведениями о родном селе, об истории его возникновения, достопримечательностях, трудовой деятельности людей и знаменных земляках. Проводим экскурсии для знакомства воспитанников с социальным и культурным разнообразием родного села и района. Это воспитывает в детях гражданина и патриота малой родины, который любит и знает свой родной край.

Организованный в группе краеведческий уголок, позволяет нам повысить качество работы с воспитанниками в области ознакомления с родным краем и его традициями. Уголок краеведения условно разделен на несколькоцентров:

  • Центр «Мая малая Родина» — формирует у воспитанников представления о том месте, где он живет, где трудятся его родители. Помогает воспитывать любовь к родному селу. Здесь находится герб, флаг, карта нашего Маслянинского района; альбомы с фотографиями: «Наш Маслянинский район», «Моя семья», «Памятники культуры», «Наши предприятия».
  • Мини-музей «Край родной» — дает дошкольникам возможность как можно больше узнать о многообразии животного и растительного мира Новосибирской области.

Находясь в мини – музеи дети могут рассматривать картинки, альбомы, фотографии;

смотреть видеофильмы, слушать аудиозапись (с голосами животных и птиц, шум дождя, леса, ветра).

Музейные экспонаты это гербарии растений, картинкис изображением животных и растений Новосибирской области, коллекция коры деревьев, природных ископаемых, шишек, макеты лесного уголка, луга, водоема с их обитателями, красная книга нашего края, альбомы «Памятники природы Новосибирской области», «Памятники природы Маслянинского района». Такая форма работы дает возможность обогатить детей знаниями о природе родного края.

  • Книжный центр – совершенствует знания детей о растительном мире, о жизни животных в разное время года. Правильно подобранная художественная литература, позволяет нам повысить интерес к окружающему миру, к изменениям в нем.
  • Центр экспериментирования — самый любимый центр для детской деятельности, где дети закрепляют полученные ранние знания. Здесь воспитанники имеют возможность практически сравнить предметы живой и не живой природы (камни, шишки, песок, рассада и т.д.), применить трудовые навыки по уходу за растениями, провести наблюдения за их ростом и изменениями.
  • Краеведческие игры — играя в такие игры, воспитанники закрепляют полученные знания и представление о родном крае и его обитателях, о достопримечательностях своего района, городе. «Угадай свой район», «Как зовут тебя деревце?», «Растения красной книги», «Четвертый лишний», «Рыбалка на реке Бердь», «Предприятие района Маслянино» и т.д.

Данный уголок краеведения дает возможность детям одновременно заниматься различными видами деятельности, объединятся группами, по интересам, при этом, не мешая друг другу. Весь игровой и дидактический материал расположен доступно, в поле зрения ребенка и выполнен эстетично.

Педагоги ДОУ постоянно обновляют дидактический материал,

используя индивидуально-дифференцированный подход в развитии воспитанников.

В летние и зимние месяцы коллектив детского сада, совместно с родителями, создает развивающую предметно — пространственную среду своими руками на участке детского сада с учетом краеведческого компонента. Ежегодно участвуя в районном смотре – конкурсе среди поселений по благоустройству, озеленению и чистоте в Маслянинском районе, наш детский сад занимает первые места. Наши воспитанники на прогулке дышат свежим воздухом, наблюдают за изменениями природных явлений на метеостанции, экспериментируют с природным материалом своей местности. На участке детского сада создан макет «круговорот воды в природе», есть экологическая тропа, следуя которой дети проводят наблюдения за объектами, отведено место для небольшого огорода, на котором воспитанники ухаживают за растениями нашего региона. Рядом с игровой площадкой педагоги совместно с родителями построили беседку для отдыха, альпийскую горку и «Птичью столовую», которая привлекает зимой и летом птиц, а наши ребятишки с удовольствием подкармливают их и наблюдают за пернатыми.

Я считаю, что деятельность детей в условиях обогащено-развивающей среды краеведческого уголка позволяет воспитанникам проявлять инициативу, любознательность, побуждает детей к исследовательской деятельности, развивает память, внимание, воображение и воспитывает любовь к родному краю.

Создание условий развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования помогает нам сформировать основы культуры личности, творческого потенциала воспитанников и умение беречь и сохранить свой родной край в современном мире.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год