Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием исследовательского оборудования на занятиях по дополнительной парциальной программе «От Фребеля до робота»
Познание
Автор: Полищук Ольга Николаевна, Корепина Ксения Вячеславовна   
23.06.2022 15:16

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием исследовательского оборудования на занятиях по дополнительной парциальной программе «От Фребеля до робота»Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием исследовательского оборудования на занятиях по дополнительной парциальной программе «От Фребеля до робота»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №89 «Зоренька» г. Вологда

  • Полищук Ольга Николаевна Воспитатель, высшая квалификационная категория
  • Корепина Ксения Вячеславовна Воспитатель, высшая квалификационная категория

Аннотация:

Статья раскрывает важность проведения предварительной познавательной, экспериментальной работы с детьми для получения наиболее качественного результата конструкторской, творческой деятельности детей по реализации дополнительной парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Ключевые слова: развитие активности и самостоятельности, поддержка инициативы детей, взаимодействие со сверстниками.

 

Скачать конспект

Для усвоения любой программы необходимо использовать виды деятельности понятные, доступные и интересные дошкольникам. Применение игровых практик не только способствует реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», но и делает образовательный процесс эффективным и качественным.

Во время проведения экспериментов, дошкольники активно изучают свойства предметов, материалов, что помогает им в дальшейнем конструировать объект с полноценным представлением его работы.

В процессе реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» процесс появления в детском словаре новых слов, технический понятий, логических цепочек неизбежен и необходим. Но педагогу нужно сделать этот процесс игровым, интересным, увлекательным. Как известно наибольший и качественный эффект оказывает метод опоры на наглядность в сочетании с игрой.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь с ребенком с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Программа «От Фребеля до робота» в активной, творческой деятельности освоить различные сферы человеческой деятельности в доступной и увлекательной форме, объединяя обучение и игру. Но для того чтобы детские представления были наиболее полноценными и реалистичными, педагогам надо продумывать и организовывать познавательную деятельность детей таким образом, чтобы процесс познания был максимально осознанным и действенным. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для осуществления такого рода детской деятельности. Обучение навыкам экспериментирования, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды стали одним из важнейших направлений работы педагогов нашей старшей группы «Муравьишки». С этой целью в работе с детьми было использовано детское исследовательское оборудование из комплектов для начальной школы Cornelsen Experimenta.

В состав оборудования входят комплекты для изучения свойств воздуха, воды, плавучести различных предметов и материалов, оборудование для получения представлений о плотности материалов, для проведения опытов с водой, фильтрации воды, оборудование для устройства весов и процесса взвешивания.

Наша работа по дополнительной парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», тесно связана с исследовательской экспериментальной деятельностью детей, организованной на базе оборудования Cornelsen Experimenta.

Прежде чем приступить к реализации какого-либо проекта, которое связано с конструированием тех или иных приборов, аппаратов и других разных объектов, нужно обязательно детям дать представление о том, что это за объекты, из чего они состоят. Очень важно также сформировать представление о свойствах тех материалов, которые нужны для конструирования объекта.

Чтобы у детей сложились полноценные знания о свойствах материалов, мы организуем познавательно-исследовательскую деятельность с помощью исследовательского оборудования Cornelsen Experimenta.

Нами применялись такие виды познавательной деятельности:

  1. Фильтрация воды
  2. Весовые измерения
  3. Плотность предметов
  4. Свойства воды

Например, чтобы сконструировать ветряную мельницу, нам необходимо было изучить свойства воздуха. С этой целью было проведено занятие «Маша и воздух», где мы расширили представления детей о значимости воздуха в жизни человека, познакомили с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения. Ребята играли в такие дидактические игры: «Существование воздуха», «Воздух меняет объем», «Парашют», «Мыльные пузыри», «Какого цвета вода» и др.

При изучении темы транспорт, когда нам предстояло создать корабли различного назначения, возникла такая ситуация: дети часто считают, что тела плавают, потому что внутри них содержится воздух, и упорно придерживаются этого мнения. Даже тогда, когда воспитатель прямо указывает, что такое понимание неправильное, это еще не значит, что ребенок расстался со своим мнением (представлением). Мы предложили детям провести эксперимент для изучения свойств различных материалов и в результате оказалось, что есть различные материалы, например, парафин, который значительно легче воды – и потому не тонет. Посредством изучения особенностей материалов, дети получили элементарные представления и плотности.

Для того чтобы сконструировать корабль, мы с детьми дети выясняли, какие предметы в воде тонут (опыт «Тонет – не тонет»), а какие нет, и что надо изменить в конструкции для придания предмету плавучести. В итоге расширили представления у детей о свойствах предметов и установили взаимосвязь конструкторского решения от поставленной задачи.

Для того чтобы сконструировать насос, мы с детьми изучали способ очищения воды (фильтрация), провели занятие «Чистая вода», где познакомили детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. В результате чего дети узнали о способах очистки воды, различных фильтрах и материалах для фильтрации, научились пользоваться оборудованием и получили навыки фильтрования.

Также, для конструирования хлебокомбината, нами было проведено познавательное занятие «Открытие маленьких ученый в мини-лаборатории весовых измерений», так как на хлебокомбинате для производства требуются весы. Тем самым дошкольники узнали об огромном количестве видов весов и применили их на практике.

Таким образом, знакомство детей с формированием представлений о свойствах материалов, которые нужны для конструирования объекта, на занятиях по программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» благоприятно сказывается не только на развитии технических способностей детей, но и способствует познанию окружающей действительности, развитию познавательной активности, пространственного мышления, усвоению социальных норм, развитию дружеских взаимоотношений.

Литература

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Вектор, 2018. – 79с.
  2. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г.П. – СПб: Детство- Пресс, 2015. – 128с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год