Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектно-исследовательская работа «Окружающий мир: Как долго пахнет мята!» В подготовительной группе (6-7 лет)
Познание
Автор: Грицаева Дарья Александровна   
09.04.2022 15:45

Проектно-исследовательская работа «Окружающий мир: Как долго пахнет мята!» В подготовительной группе (6-7 лет)Проектно-исследовательская работа «Окружающий мир: Как долго пахнет мята!» В подготовительной группе (6-7 лет)

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • выявление и постановка проблемы исследования;
  • формулировка гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
  • сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка;
  • подготовка и написание (оформление) сообщения;
  • выступление с подготовленным сообщением;
  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  • построение выводов, заключений.

Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев — межпредметными.

 

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

  • естественно-научные исследования;
  • исследования в гуманитарных областях;
  • экономические исследования;
  • социальные исследования;
  • научно-технические исследования.

Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.

Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.

На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны? ”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.

Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.

Примеры таких вопросов.

  • Какие лекарственные растения произрастают на территории, где расположен наш город, поселок?
  • Каково плодородие почв в окрестностях нашего города, поселка?
  • Каково содержание пыли (или каких-то вредных веществ) в различных районах нашего города?
  • Каковы особенности культуры малочисленного народа … (название), проживающего в нашем районе?
  • Как влияет тепловая обработка таких-то продуктов на содержание в них витамина (ов)(название)?
  • Как изменяется содержание кислорода в воздухе (или вредных веществ) в нашем городе, поселке в различные времена года?
  • Как изменяется содержание кислорода и углекислого газа в воздухе в классе в течение дня (от первого до шестого уроков)?
  • Какова растворяющая способность чистящих веществ, продающихся в магазинах нашего города, поселка?
  • Как влияют перепады напряжения в электросети города, поселка на срок службы электрических ламп?
  • Каково отношение учащихся нашей школы разных возрастов к чтению художественной литературы?
  • Каковы художественные (или музыкальные) предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста?
  • Каков круг досугового чтения учащихся нашей школы разных возрастов?
  • Сколько времени учащиеся нашей школы проводят в свободное время за компьютером и что они делают?
  • Какова интенсивность пользования сотовой связью в школе и вне ее учащимися нашей школы разных возрастов?
  • Каково отношение учащихся нашей школы к жизни в своем поселке городе?
  • Как видят свои жизненные перспективы учащиеся старших классов нашей школы?
  • Каково содержание аскорбиновой кислоты (или каких-то витаминов), содержащихся во фруктах, продаваемых в магазинах города, поселка?
  • Каковы предпочитаемые формы проведения досуга учащимися нашей школы в зависимости от возраста?
  • Почему город, поселок, улица или речка так называются?
  • Каков режим дня учащихся разных возрастов и способствует ли он сбережению их здоровья?

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Межпредметные исследовательские проекты

(примеры тем)

  1. «Письмо о правилах российского стихотворства» (М. В. Ломоносов).
  2. «Как влияют науки и искусства на нравы людей?» (Ж. -Ж. Руссо).
  3. «Письма русского путешественника» (Н. М. Карамзин).
  4. «Защита поэзии» (П. Б. Шелли).
  5. «Цель поэзии — поэзия?» (А. С. Пушкин).
  6. «О ничтожестве литературы русской» (А. С. Пушкин)

Основным требованием к исследовательскому проекту является корректность выбора методов исследования.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

  1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
  2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
  3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
  4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
  5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
  6. Составь план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

  1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
  2. Определись со способами сбора и анализа информации;
  3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
  4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта).

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

  1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
  2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы

  1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
  2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
  3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы

  1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
  2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год