Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОД в подготовительной группе «В Царстве камней».
Познание
Автор: Исмаилова Зульфия Рауиловна   
09.04.2022 11:41

НОД в подготовительной группе «В Царстве камней».НОД в подготовительной группе «В Царстве камней».

Тема: Свойства камней.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познание
  2. Речевая
  3. Социально-коммуникативная

Программное содержание:

Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

 

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
  2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
  4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  5. Организационный момент

Дети стоят полукругом

1. Организационный момент:

«Приветствие»

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Посмотрите ребята, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями.

(садятся полукругом) картинка№1

2. Сюрпризный момент "Письмо".

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень) картинка№2

Воспитатель: Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да)

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать все о камнях. Помогите нам. Гномы».

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче… (КАРТИНКИ№3№4№5)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи (картинка) №6.

Геологи — это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда мы должны с вами соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак. Игра «Собери рюкзак»

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

Физ. минутка:

По дорожке мы идем, много камешков найдем.

Присядем, отдохнем и дальше пойдем.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присядем, отдохнем и дальше пойдем.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Ребята, а чтобы нам помочь Гномам нужно много узнать о камнях и нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты.

А вот и наша лаборатория. Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней.

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. (картинка) В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом. (картинка№7)

Посмотрите ребята… (картинка№8) Что вы видите? Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие (картинка№9). Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (картинка№10) А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (картинки№11№12№13) Какие произведения вы знаете или читали о камнях, горах? (Хозяйка медной горы картинка, Серебряное копытце…

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, о свойствах камешек. (музыка)

Ребята, а гномы нас решили поблагодарить (угощение)

Сегодня нам открылись многие тайны камней. А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля. Спасибо вам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год