Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательной активности младших дошкольников посредством дидактических игр на пространственные отношения.
Познание
Автор: Хвастунова Алла Аркадьевна, Левенберг Елизавета Игоревна   
17.01.2022 14:15

Развитие познавательной активности младших дошкольников посредством дидактических игр на пространственные отношения.Развитие познавательной активности младших дошкольников посредством дидактических игр на пространственные отношения.

  • Хвастунова Алла Аркадьевна,
  • Левенберг Елизавета Игоревна,

воспитатели МБДОУ №58 г. Мурманск

Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов, а дидактические игры выполняют функцию контроля состояния сенсорного развития детей. Играя, ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями и действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах, увлекательных, доступных ребенку.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Дидактические игры относят к играм с правилами. В младшем дошкольном возрасте игры с правилами являются одним и основных методов организации образовательного процесса и обучении детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. В ходе игр у детей формируется правильное представление о явлениях общественной жизни, природе, предметах окружающего мира. В таких играх дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей, что способствует их более глубокому усвоению. Основная задача дидактических игр заключается в развитии умственных способностей.

Дидактической игре принадлежит особое место в жизни дошкольника в силу ряда причин. Во-первых, игра, наряду с другими видами игр, лежит на главной линии психического развития в детстве и обеспечивает становление присущих ему специфических новообразований. Так, при освоении способов и средств познания, происходит интеллектуализация познавательных процессов, образующих в итоге функциональную систему. У ребенка складываются познавательные мотивы (Богуславская З.М), формируется понимание условности ситуации (Кравцова Е.Е), а также умение принимать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней, самоконтроль, произвольность внимания и поведения, соподчинение мотивов на основе выполнения правил, дифференцированная самооценка (Леонтьев А.Н). Таким образом, игра обеспечивает получение новых знаний; обобщение, закрепление знаний в разных ситуациях; активизацию познавательных процессов, развитие познавательных способностей и познавательной активности; усвоение общественно выработанных средств, способов умственной и практической деятельности; развитие нравственно-волевой сферы; формирование предпосылок учебной деятельности; преодоление затруднений в интеллектуальной и нравственной сфере; создание благоприятных условий для индивидуального общения и индивидуального подхода. В-третьих, игра отвечает возрастным особенностям, потребностям и интересам дошкольника, т.к. основана на стремлении малыша входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В то же время дидактическая игра позволяет взрослому: руководить познавательной деятельностью, не вставая в позицию учителя; опосредовать познавательную деятельность действенным для дошкольника игровым мотивом, сделать ее привлекательной для ребенка, отвечающей его потребностям и интересам; поставить близкую и понятную дошкольнику цель, непосредственно связанную с игровым мотивом; обеспечить вариативность ситуаций применения интеллектуальных умений и навыков; стимулировать активность всех детей.

В-четвертых, дидактическая игра позволяет реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого ребенка (концепция дошкольного воспитания), построить взаимоотношения по принципу сотрудничества, учесть позицию ребенка, встать на его точку зрения, создавать условия для проявления детской инициативы, индивидуальности, личностного своеобразия.

Итак, дидактическая игра-это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы дошкольников, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать материал увлекательным, занимательным, заряжает детей положительными эмоциями, способствует развитию чувства коллективизма, взаимовыручки.

Н. А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры различного вида. В формировании у детей математических представлений широко используются также занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: игры по развитию количественных представлений; игры по развитию временных представлений; игры по развитию пространственных ориентировок; игры по развитию геометрических представлений; игры по развитию представлений о величине.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр, в зависимости от используемого материала, на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы, геометрические фигуры, тела.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (игры-диалоги).

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» (знание собственного тела); ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой); освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево; определение расположения предметов в пространстве «от себя»; определение собственного положения в пространстве; определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение расположения предметов на плоскости.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле в младшей группе включает в себя предварительную работу. В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей. В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со П младшей группы) формируются знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний такова:

  • части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека)
  • пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)
  • правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки (с леворукими детьми ведется отдельная работа)
  • правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук).

Здесь на закрепление включаются следующие дидактические игры: «Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову» (воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание: «Кто правильно скажет и покажет» и др).

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя (от себя) включает в себя игры, работу с раздаточным материалом и др. На занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображению».

Методика формирования умения определять местоположения предметов относительно других предметов в младшей группе включает работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя: ( «Карандаш лежит на столе»). Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова. Для этого используют дидактические игры типа «Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь».

Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве проводится с детьми со средней группы: идет целенаправленная работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов: ( «Я сижу за столом»). Здесь можно использовать следующие дидактические игры: «Где я?», «Ну-ка повернись!»; «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (дети прячутся по инструкции воспитателя «Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся ( «Я сижу под столом»).

Таким образом, дидактическая игра как доступный метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения и навыки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (267) выйдет
4 декабря 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год
Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год