Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа по реализации национально — регионального компонента «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – КАБАРДИНО — БАЛКАРИЯ»
Познание
Автор: Москаленко Вера Николаевна   
15.12.2021 17:31

Программа по реализации национально — регионального компонента «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – КАБАРДИНО — БАЛКАРИЯ»Программа по реализации национально — регионального компонента «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – КАБАРДИНО — БАЛКАРИЯ»

Возраст детей с 3 до 7 лет. (Срок реализации 4 года)

Направленность: в МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный»

Программу разработала: воспитатель МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный» Москаленко Вера Николаевна с.п. п. Звёздный 2021г.

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

Программа по реализации национального регионального компонента Муниципального казанного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Звёздный», (далее Программа) разработана в соответствии с:

  • Основной образовательной программой МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный», разработанной на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» издание шестое под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (издание шестое), Мозаика — Синтез, Москва, 2020 (далее – Программа).
  • Парциальной программой «Национально-региональный компонент дошкольного образования» (Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений по национально – региональному компоненту дошкольного образования) под редакцией Шадовой Л.П. и Штепа Т.Ф., Нальчик – 2003.

Скачать программу

И в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2020)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
  • Устав и локальные акты МКДОУ ЦРРДС «Звездный».

Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Срок реализации программы: 4 года.

Программа обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.).

Обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих в Кабардино – Балкарской Республике, своеобразием животного и растительного мира, с культурой, бытом и традициями народов, населяющих Кабардино – Балкарскую Республику, воспитание любви к своей «малой Родине».

Программа по реализации национально регионального компонента учитывает национальные традиции, своеобразие, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

Модель национально – регионального компонента непрерывного содержания дошкольного образования КБР строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:

  • воспитание нравственного человека, как основной смысл образования
  • гуманизм, как утверждение норм к личности ребёнка, доброжелательного и бережного отношения к каждому
  • реальный учёт самооценки каждого возраста, полнота реализации возможностей каждого ребёнка, неоправданность как инфантилизации развития, так и «забегания вперёд», опора на достижения предыдущего этапа развития – условие успешности перехода ребёнка на другую ступень образования.

Непосредственно образовательная деятельность по НРК проводится с воспитанниками 3-7 лет один раз в неделю во второй половине дня.

1. 2. Цели и задачи реализации Программы

Цели реализации Программы: приобщение к истории и культуре своего народа, содействие целостному восприятию явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. восстановление культурно-исторической и духовной преемственности поколений, возрождение и развитие национальной культуры.

Задачи реализации Программы:

Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края.

Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.

Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

Формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

1. 3.Принципы и подходы к формированию Программы

Подходы к формированию Программы:

Культурно-исторический. Понятие «развитие» – максимально должно быть в зоне ближайшего развития, при этом важным дидактическим принципом является развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Важными условиями развития является учет социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка.

Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, которая формируется постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, в конечном итоге он действует самостоятельно. С точки зрения Л.С. Выгодского и В.В. Давыдова, ребенок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка.

Личностно-ориентированный подход, означает переход от учебно -дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия, суть которой заключается в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!". Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Воспитывающий подход не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Ожидаемые результаты — расширение "степеней свободы" развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Личностно-ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы.

Принципы формирования Программы:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество Организации с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Комплексно-тематического построения образовательного процесса;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса — создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

1. 4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
  • использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

*

1. 5. Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры).

Результаты освоения сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Программы.

2. Содержательный раздел Программы

2. 1. Содержание работы по образовательным областям с учетом НРК.

Работа по НРК проводится по всем областям Основной образовательной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

2. 1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:

  • Знакомство с историей коренных народов Кабардино – балкарской Республики (на доступном уровне элементарные знания); национальный музей КБР;
  • Знакомство с традициями, обычаями, обрядами родного народа;
  • Знание семьи как общественно значимого института в системе социализации подрастающего. Род, родословная – первоначальное знакомство;
  • Первичное знакомство с неписанным сводом нравственных правил адыгов и балкарцев;
  • Умение действовать в соответствии с полоролевой социализацией (мальчик – девочка) по основным принципам нравственности, морали родного народа. Умение соблюдать культуру поведения (общение, речь, манера, одежда);
  • Формирование культуры труда: организация рабочего места, участие в национальных видах труда;
  • Знание народного фольклора о нравственности, культуре общения, месте человека в социуме.
  • развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность Кабардино — Балкарской Республики, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих в разных отраслях; детей других национальностей, родной природы, общественной жизни.

2. 1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

  • воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в Кабардино — Балкарской Республике;.
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, шире использовать возможности народной и музейной педагогики.
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, шире использовать возможности народной и музейной педагогики.
  • элементарные знания о географии КБР (местонахождение республики, карта КБР, столица, природно-климатические зоны);
  • этнографическая азбука (народы и национальности КБР, особенности традиционной национальной материальной культуры народов КБР (предметы быта, посуда, национальная кухня);
  • флора и фауна КБР;
  • знания (в доступной форме) о нартском эпосе;
  • знание стихов, прозоических произведений современных детских литераторов КБР.
  • обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города, (посёлка).
  • расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи района, города, посёлка.

2. 1.3. Образовательная область «Речевое развитие».

Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

  • знакомство с фольклором народов КБР;
  • умение говорить на родном и достаточно хорошо на русском языке (языке межнационального общения);
  • знание доступных возрасту произведений родной литературы, в том числе переводной литературы;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями писателей и поэтов народов КБР;

2. 1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основными задачами художественно – эстетического развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:

  • Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами национального, русского народного музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:
  • Знакомство с с декоративно – прикладным искусством коренных народов КБР и русского народа (вязание шерстяных изделий, изготовление киизов, золотое шитьё и плетение, чеканка, оружейное искусство, гжель, палех и др.;
  • Участие в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства кабардинцев, балкарцев, русских;
  • Умение оформлять национальную одежду, ковры, посуду национальным орнаментом;
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами: пшинэ, шикапшина, бжамий и др.;
  • Умение танцевать народные танцы: кафу, удж, голлу (в доступной для дошкольников хореографической постановке);
  • Знание протизведений композиторов КБР;
  • Пение народных, современных песен на родном языке;
  • Знание исполнителей народной музыки (Пшихачев, Казиев, Каширгова) и народных певцов (О. Отаров, К, Кардангушев);
  • Знакомство с театрами (кабардинский национальный, балкарский драматический, музыкальный;
  • Знакомство с произведениями местных художников;
  • Знакомство со скульптурами и архитектурными памятниками: Сосруко, Лашин, площади и др.;
  • Соблюдение эстетики во внешнем виде, поведении, общении, речи;
  • Знание народного фольклора об эстетике, искусстве, гармонии.

2. 1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

  • создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
  • развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (кабардинских, балкарских, русских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
  • осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ, посёлка;
  • совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
  • знакомство с фольклором народов КБР о здоровье, физической красоте, силе, мужестве, храбрости;
  • знакомство с народными традициями (кабардинцев, балкарцев, русских) традициями физического воспитания подрастающего поколения, с системой закаливания; знание и умение играть в народные подвижные и настольные игры;
  • знакомство с образами и подвигами нартских богатырей, стремление им подражать;
  • полоролевая дифференциация физического воспитания и развития; формирование культуры здоровья (режим, быт, питание, физическая культура) с опорой на народные традиции физического воспитания.

2. 2. Содержание образовательной деятельности с учётом национально – регионального компонента и возраста детей.

2. 2.1. Младшая группа (3-4 года)

Задачи воспитания и обучения:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края. Продолжать укреплять и охранять здоровье детей. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить относиться с уважением к их труду. Развивать речь детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год