Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Огород у нас хорош, лучше в мире не найдешь»
Познание
Автор: Салкевич Ирина Александровна   
17.12.2021 07:47

Проект «Огород у нас хорош, лучше в мире не найдешь»Проект «Огород у нас хорош, лучше в мире не найдешь»

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» В.А. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

 Скачать конспект

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок — самостоятельно или в партнерстве с взрослым — познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как устроен мир?» Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории

оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников, это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.

В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Тип проекта:

  • По продолжительности – долгосрочный (апреля – сентябрь).
  • По количеству участников – коллективный.
  • По контингенту участников — одновозрастной (дети 5-7 лет)
  • По направленности деятельности участников проекта – познавательно-исследовательский

Пояснительная записка:

Проект разработан для детей старшего возраста. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой воспитанники самостоятельно проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде фотографий. Осуществляя проект, воспитатель пользуются различными источниками и способами передачи информации. Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования огородных культур и способов их выращивания. Специально подобранные способы выращивания огородных культур применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к изучению новых дисциплин таких как природоведение и биология.

Проблема

Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, которые выращивают в теплице, о необходимых условиях их роста.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста;
  2. Обогащать знания детей о значении природных явлений в огородных культурах
  3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях, растущих в теплице.
  4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений в теплице (томатов, перцев, баклажан, огурцов)
  5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в теплице;
  6. Развивать чувство ответственности за порученное дело.
  7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
  8. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
  9. Помощь родителей в приобретении посевного материла, вскапыванию огорода.

Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

  • дети группы
  • родители воспитанников (совместная деятельность)
  • воспитатели группы, муз. Руководитель

2. Информационное обеспечение.

  • видео, презентации
  • мультфильмы, фильмы, познавательные передачи
  • наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

  • оборудование для ухода за растениями
  • семена, рассада
  • фотоаппарат
  • компьютер
  • магнитофон
  • интерактивная доска.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры,

экспериментирование.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений в теплице.
  • Привитие детям уважительного чувства к труду
  • Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке и ухода за растениями.
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
  • Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

этапы

мероприятия

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.

2. Организация грядок в теплице, высадка рассады в теплицу. Создать условия для реализации проекта.

3. Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.

4. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.

5. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.

    

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1. Утренние беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Для каких растений нужна теплица

- Расширять знания детей о культурных растениях в теплице.

2.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о культурных растениях.

- Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

  

3.Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим «Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая».

- Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают в теплице.

4.Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много», «Исправь ошибку художника», «Помоги растениям», «Кому нужна вода», «Советы Айболита», «Опиши, мы угадаем».

- Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.

5.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка».

- Развитие игровой деятельности. Развитие речи.

6.Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Найди свою пару», «Дождик в огороде».

- Развитие двигательной активности детей.

7.Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли, подвязка растений, пикировка.

- Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию тепличной культуры.

8. Опыты – наблюдение за ростом овощных культур.

- Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у побегов.

9.Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.

- Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.

10. Экспериментирование «растение - человек».

- Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

11. Беседы «Овощи», «Овощи- очень полезные продукты», «Овощи на грядке и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения».

- Расширять познания детей о овощах, их свойствах.

12. Труд в природе. Сбор созревших овощей.

13. Употребление созревших плодов.

- Формировать интерес к результату своего труда.

14. Художественно - эстетическое развитие: лепка «Овощи для салата», аппликация «Корзина овощами».

- Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.

15.Развлечение «Огородное приключение»

16.Игра-викторина для старших дошкольников «Во саду ли в огороде»

17.Оформление и ведение календаря наблюдения за ростом и развитием овощных культур в теплице (огурцы, томаты, баклажаны, перец)

18.Просмотр видео фильмов и презентаций

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.Оформление фотовыставки «Наш урожай».

- Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

2. Анализ результативности.

- Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации проекта

Использованная литература:

1.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском. Просвещение, 2001. – 208 с.

2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.

3. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.

4. Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?»

5. Детские энциклопедии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год