Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)
Познание
Автор: Баталина Юлия Игоревна   
22.02.2021 09:24

Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)

Цель: развитие познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • научить детей проводить несложные опыты с водой и красками;
  • продолжить дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и плотность) в процессе исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой и краской;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах, сотрудничать;
  • воспитывать усидчивость и аккуратность.

Организация детских видов деятельности: продуктивная, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы совместной деятельности взрослых и детей: беседа, пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», опыт «Цветные слои», музыкальная игра «Капельки».

Пособия: презентация PowerPoint, инструкции-схемы проведения опытов.

Материалы и оборудование: мольберт, проекционный экран, проектор, ноутбук, колонки, прозрачные пластмассовые стаканы (250 мл.), заполненные на ½ водой – 4 штуки, стеклянная или пластмассовая колба (500 мл.), краскигуашевые (синяя, желтая, красная, зеленая) – 4 баночки, палочки-лопатки для краски – 4 штуки, сахар, емкости для сахара, ложкичайные пластмассовые – 4 штуки, шприцы (5 мл.) – 4 штуки, фартукис цифрами 1, 2, 3, 4 по2штуки, столы – 4 штуки, клеенка для стола, стулья – 9 штук; влажные салфетки.

Количество детей: 8

Приемы: наглядный, словесный, практический.

Активизация словаря: лаборатория, инструкция-схема, опыты, плотность.

Этап

образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Приветствие

В зале предусмотрено несколько рабочих пространств: для организации двигательной активности, коммуникативной деятельности, продуктивной деятельности детей.Дети с воспитателем входят в зал и встают свободно.

На экране слайд №1ЗаставкаSkype

Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей.Давайте с ними поздороваемся…

Воспитатель: Ребята, сегодня мой знакомый профессор Чудаков подготовил для вас увлекательный опыт. Но его научная лаборатория находится от нас очень далеко, поэтому мы с ним будем общаться по видеосвязи. Занимайте места перед экраном, чтобы всем было видно. Внимание, выходим на связь.

Воспитатель производит звонок по Skype

Дети входят в зал и здороваются со всеми.

Дети занимают места перед экраном

Вхождение в проблемную ситуацию

На экране слайд №2Мультфильм «В лаборатории профессора Чудакова»

Профессором рассказывает, что приготовил для ребят свой новый интересный опыт. Неожиданно на экране гаснет свет. Профессор сообщает, что в его лаборатории отключилось электричество и предлагает детям выполнить опыт самостоятельно, пообещавприслать инструкции.

Инструкции-схемы

Воспитатель:Здравствуйте, уважаемый профессор! Вы на связи.

Воспитатель вместе с детьми смотрит мультфильм.

Воспитатель: Ну что, попробуем самостоятельно выполнить опыт?

А вот, кажется, и инструкции профессора Чудакова пришли к нам по электронной почте.

Воспитатель достает инструкции-схемы и предлагает детям пройти в лабораторию.

Дети смотрят мультфильм, проходят в лабораторию

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к проведению опыта

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Инструкции-схемы

Мольберт

Фартуки

Воспитатель размещает инструкции-схемы на мольберте.

Воспитатель:Ребята, давайте внимательно рассмотрим инструкции-схемы, которые нам прислал профессор.

С чего нужно начать опыт?

Что мы будем делать дальше? Что вы видите на схеме?

Все ли схемы одинаковые?

Чем они отличаются?

Чем закончим опыт?

Посмотрите на стол. Есть ли у нас все необходимое для проведения опыта? Что вы видите?..

Теперь можно приступать. Надеваем фартуки.

Ребята, инструкций-то всего четыре, а нас гораздо больше, как поступим?

Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо разделиться на пары в соответствии с цифрой на фартуке. Предлагает каждой паре выбрать понравившеюся схему и занять место за рабочим столом.

Дети знакомятся с инструкциями-схемами, обсуждают их, надевают фартуки, делятся на пары, выбирают понравившуюся схему.

Ситуативный разговор

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель:Но прежде чем мы приступим, подумайте и скажите, есть ли правила безопасности при проведении опытов? Предлагаю вспомнить, какие правила безопасности нужно соблюдать.

Педагог вместе с детьми вспоминает правила безопасности.

Дети вместе с воспитателем формулируют правила безопасности при проведении опытов

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель: Перед тем как начать опыт, предлагаю подготовить наши пальчики.

«Дружно пальцы встали в ряд –
Десять крепеньких ребят.
Эти два – всему указка,
Все покажут без подсказки. 
Пальцы – два середнячка,
Два здоровых бодрячка. 
Ну, а эти – безымянны, 
Молчуны, всегда упрямы. 
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки. 
Пальцы главные средь них –
Два больших и удалых»

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Опыт «Цветные слои»

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель:Ребята, теперь мы готовы к проведению опыта. Давайте приступим. Будьте внимательны, следуйте инструкции.

После проведения первой части опыта воспитатель задает уточняющие вопросы:

Что стало с сахаром, после того, как вы добавили его в воду?

Что изменилось после того, как вы добавили в стаканчик краску?

А теперь давайте продолжим наш опыт.

Что вы видите на инструкции-схеме? Что мы должны сделать?

Наберите полученную воду в шприц.

Я сейчас подойду к каждой паре по очереди.   Вам нужно вылить содержимое шприца в мой стакан.

К кому первому я должна подойти? Почему?

В случае затруднений воспитатель предлагает детям обратить внимание на инструкцию-схему.

Посмотрите, что у нас получилось.

Краски смешались?

Как вы думаете, какой компонент не дал краскам смешаться?..

Наши цветные жидкости не смешались, потому что у них разная плотность.

Дело в том, что все вещества и предметы состоят из мельчайших частиц – молекул. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу, это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. Количество сахара, который вы добавляли в воду в ваших стаканчиках, было разным. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой располагается в стакане.

При рассказе воспитатель использует магниты и магнитную доску для демонстрации расположения молекул при разной плотности веществ.

Дети проводят опыт в соответствии с выбранными инструкциями-схемами, отвечают на вопросы воспитателя.

По окончании опыта делают выводы.

Динамическая пауза: музыкальная игра «Капельки»

На экране слайд №4

Видео музыкальная игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, наверное вы немного устали? Давайте немного отдохнем и поиграем с капельками воды. Выходите из-за столов и снимайте свои фартуки.

С неба капельки летели, в ручейки попасть хотели.
И захватывая дух, капельки упали - бух!
Капельки - прыг-прыг,
Капельки - хлоп-хлоп,
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.
С неба капельки упали, ручейками побежали.
Побежали ручейки, и прозрачны, и легки.
Капельки - прыг-прыг,
Капельки - хлоп-хлоп,
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.

Дети выходят из-за столов, снимают фартуки и проходят на середину зала и повторяют   движения за воспитателем. В конце динамической паузы дети присаживаются на стульчики.

Рефлексия:

На экране слайд № 3 ЗаставкаSkype

Стулья

Слайд № 5«В лаборатории профессора Чудакова»

Профессор Чудаков вновь приветствует детей, интересуется, как прошел опыт. После рассказа детей хвалит их и дарит книгу с занимательными опытами и экспериментами. Затем прощается с детьми.

Воспитатель:Ребята, давайте расскажем профессору, как прошел наш опыт.

Воспитатель производит звонок по Skype, обращается к профессору.

Здравствуйте, профессор. Спасибо Вам большое за полезные инструкции-схемы. Мы с ребятами провели опыты и узнали много интересного о свойствах воды.

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, давайте расскажем профессору про наш опыт.

Что мы сделали сначала?

Что потом?

Чем мы закончили опыт?

О каких свойствах воды мы с вами узнали из этого опыта?

Почему слои с цветной водой не перемешались в нашем стакане?

Воспитатель хвалит детей, достает книгу с опытами и экспериментами, подаренную профессором, вручает ее детям

Дети рассказывают профессору о проведенном опыте, отвечают на вопросы воспитателя.

Получают от воспитателя книгу, прощаются с профессором и гостями, уходят в группу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 10 (181) выйдет
7 марта 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год