Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
Познание
Автор: Порубова Наталья Михайловна   
10.02.2020 19:04

«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)

Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №49 «Родничок»

Аннотация:

В статье рассматривается содержание и организация образовательного процесса в детском саду по формированию этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования в условиях реализации ФГОС. Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты и манси позволили автору сделать предположение, что формирование этнокультурной компетентности старших дошкольников эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной деятельности.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, дети старшего дошкольного возраста, ФГОС, дополнительная образовательная деятельность, краеведение, ханты и манси, «Югорчата», электронная библиотека, рабочая тетрадь по краеведению, мини-музей, творческая гостиная.

 

Скачать конспект

«Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка, должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу…» специалист по межкультурной коммуникации Ману Беннет

Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. А их дети, хотя и живут здесь с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем округе. Наблюдая, убеждаешься, что большинство не только не знают культуру местного населения, но и относятся к нему с пренебрежением. Данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт народов ханты и манси будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.

На этом фоне особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности дошкольников.

Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о городе, в котором ты родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.

Уважение к культуре и традициям обско-угорского народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.

Один из целевых ориентиров ФГОС ДО предполагает, что ребёнок на этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу которых относятся:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты и манси позволили мне сделать предположение, что формирование этнокультурной компетентности дошкольников эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной деятельности. Всё выше сказанное нашло своё отражение в Программе дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата»

Целью Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний по краеведению города Нижневартовска, ХМАО-Югры

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • дать понятие «Родина-Россия» через ознакомление с родным городом Нижневартовском, округа
  • пробуждать интерес к историческим фактам, жизни города и округа
  • приобщать к культуре ханты и манси через устное народное творчество, изобразительное искусство

- воспитывать у детей любовь, привязанность, уважение к семье и жителям Нижневартовска и ХМАО-Югры.

Календарно-тематическое планирование Программы дополнительной образовательной услуги выстроено по следующим разделам:

  1. раздел – «Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада. Цель раздела – воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, окружающим людям.
  2. раздел – «Ребёнок и малая Родина»: родной дом, родной двор, родная улица, родной город, родной округ. Цель раздела – формирование образа Родины в доступной для детей форме.
  3. раздел – «Ребёнок и культура обских угров»: малые фольклорные формы, народная игрушка, северные народные игры, хантыйские и мансийские народные песни, сказки, обряды, быт обских угров. Цель раздела – ознакомление обучающихся с культурой народов ханты и манси как необходимыми компонентами воспитания любви к Родине.
  4. раздел – «Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота родной природы, животный и растительный мир, среда обитания. Цель раздела – изучение природы ХМАО-Югры, воспитание экологической культуры.
  5. раздел – «Ребёнок и художественное творчество»: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей. Цель раздела – совершенствование изобразительной деятельности обучающихся через эстетическое восприятие декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.

Включение в образовательную деятельность ИКТ позволило мне решить важные задачи по этнокультурному развитию дошкольников. С их помощьюмною было разработано наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которые стали информационно емкими, зрелищными и интересными.

В начале каждого занятия я использую прием, позволяющий вызвать у детей интерес и внутреннюю потребность включения в деятельность: разговор «по скайпу» с анимационным героем – хантыйкой Зоей Вагатовой. Путешествуя с этим персонажем, дети узнают об историко-культурных, географических, природных особенностях нашего региона; национальных традициях и праздниках ( «Медвежьи игрища», «Вороний праздник», «День оленевода», «День рыбака»), культуре и быте народов ханты и манси. С помощью неё дети знакомятся с тем, как живёт хантыйская семья, о северных промыслах, чем любят заниматься ханты и манси в свободное время. С экрана интерактивной доски Зоя Вагатова рассказывает детям хантыйские и мансийские сказки и мифы, загадывает загадки, говорит о народных приметах и обычаях, танцует и поёт народные песни, знакомит с музыкальными инструментами. Героиня, примеряя национальную одежду, показывает незабываемые орнаменты народов Севера; играет в игры.

Рисунок 1 "Зоя Вагатова — анимационная героиня"

Сформирована электронная библиотека на этнокультурной основе «Югорчата»:

  • обучающие тематические презентации
  • диагностические тест-карты
  • технологические карты по иллюстрированию литературных произведений Югры
  • компьютерные дидактические и развивающие игры
  • электронно-образовательное пособие «В гостях у Югоринки»
  • сборник мультфильмов по сказкам народов Севера

-анимационные сказки и легенды обских угров.

Дополнительно к Программе разработана «Рабочая тетрадь по краеведению». Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление дошкольников на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе с взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным. Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого (этнокультурного) содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми, в том числе экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия народов ханты и манси.

Успешность реализации Программы «Югорчата» зависит от создания развивающей этнокультурной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Обогащение предметно-пространственной среды, как составляющей образовательного пространства, осуществляется за счет создания разнообразных мини-музеев этнокультурной направленности, дающих возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего Ханты-Мансийского округа.

Мини-музеи — это не застывшие экспозиции, они интерактивны. Экспонаты музея используются на занятиях и праздниках. Дошкольники учатся действовать старинными предметами, что способствует быстрому усвоению информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чём только слушали. Главная цель таких музеев – познакомить детей с историей предметов быта и домашнего обихода, с культурно-историческим прошлым народов Севера — достигнута.

Функционирование мини-музеев предполагает несколько моделей.

Музей-выставка «Моя Югра»: экспозиция музея представляет собой комплекс предметов малодоступных для интерактивного использования, размещенных в закрытых витринах и шкафах.

Рисунок 4 Музей-выставка "Моя Югра"

Музей-мастерская «Кукла Акань»: в экспозиционное пространство музея включаются рабочие зоны для творческой деятельности по изготовлению народных кукол.

Рисунок 5 Музей-мастерская "Кукла Акань"

Музей-игротека «Бабушкин сундучок»: в качестве игрового материала используются куклы, изготовленные руками детей и родителей.

Рисунок 6 Музей-игротека "Бабушкин сундучок"

Создание виртуального музея «Я живу в Югре» решает задачу: освоение окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий, направленных на объемное, многомерное изучение истории и культуры ХМАО-Югры, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких позиций одновременно.

В условиях поликультурного образования задача дошкольной организации состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения культурных наследий народов, на земле которых мы живём. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение в деятельность родителей.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

  • организация народных северных праздников с приглашением родителей и представителей Общественной организации коренных народов Севера «Тор-Най»
  • выставки художественно-творческой деятельности на основе использования литературного и фольклорного материала югорских авторов и сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А. Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной, Е. Володиной
  • оформление тематических альбомов по народным праздникам «Медвежьи игрища» и «Вороний праздник»
  • экскурсия в этнографический музейный комплекс имени Тимофея Дмитриевича Шуваева
  • совместные инсценировки хантыйских и мансийских сказок

- творческая гостиная «Кукла как часть социокультуры»:

Фотоотчёт по творческой гостиной «Кукла как часть социокультуры»:

Рисунок 7-8

Гость творческой гостиной –

представитель Общественной организации коренных народов Севера "Тор-Най" — Билязе Т.М.

Рисунок 9-10 Кукла как часть социокультуры

- краеведческие информационно-познавательные журналы «Югорчата», основе концепции которых лежит возможность тесного взаимодействия педагогов с родителями и их педагогического просвещения в вопросах формирования этнокультурных компетенций детей. На страницах журналов рассказывается о том, кто такие ханты и манси, о представителях «Красной Книги ХМАО-Югры», о достопримечательностях города Нижневартовска, об югорской литературе и декоративно-прикладном искусстве; представлены мастер-классы по иллюстрированию литературных произведений Югры.

Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о городе, в котором ты родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и животном мире эстетически и духовно обогатят ребенка. Реализация этнокультурных программ способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.

Литература:

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М.: АРКТИ, 2012. 64 с.
  2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2010. 937с.
  3. Комратова Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры. Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. № 9. 92-97с.
  4. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. 192 с.
  5. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 128с.
  6. ПоштареваТ. В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. – М., 2005. – № 3. 15-22 с.
  7. Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. 34-42с.
  8. Слинкина Г. Сказки земли Югорской. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. 228 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год