Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игровое занятие по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях для среднего дошкольного возраста «По тропинке безопасности»
Безопасность детям
Автор: Горбачева Елена Васильевна   
28.12.2025 22:01

Игровое занятие по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях для среднего дошкольного возраста «По тропинке безопасности»Игровое занятие по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях для среднего дошкольного возраста «По тропинке безопасности»

Горбачева Елена Васильевна, воспитатель; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 260» городского округа Самара

Тема: безопасное поведение в опасных ситуациях социального характера (соблюдение правил безопасности в общественных местах, на улице, в подъезде, в квартире).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: закрепление и повторение.

 

Цель: систематизация представлений детей о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья в опасных ситуациях социального характера на основе игры.

Образовательные:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о правилах личной безопасности в опасных ситуациях, которые могут возникнуть в быту.
  2. Формировать у детей навык отвечать на вопросы полным предложением, выстраивая логическое умозаключение.
  3. Формировать умение выполнять ролевые действия персонажей при игре- инсценировке.
  4. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: личностная безопасность, опасные предметы, незнакомец, опасность на природе.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать у детей навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, дома, на природе.
  2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, аргументировать свои предположения, делать выводы по обыгранным сюжетам.
  3. Развивать умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения со сверстниками.
  2. Воспитывать у детей ответственность за себя и других, взаимовыручку, уважение к правилам личной безопасности.

Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод проблемного вопроса, инсценировка, просмотр отрывков из мультфильмов.

Материал и оборудование: конверт с письмом, 2 телефона: сотовый и стационарный, карточки с заданиями, карточки с правилами поведения на природе, дорожные знаки, «огоньки» на прищепках

Предварительная работа: беседы о соблюдении мер безопасности в быту, в детском саду, на улице; рассматривание альбомов «Безопасность»; обыгрывание «опасных ситуаций» в театрализованной деятельности; чтение и разучивание стихов по безопасности.

Приветствие:

Мы построим ровный круг
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь и гостям,
А гости улыбнутся нам!

Сюрпризный момент: Чтение письма

Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие

1 остановка: Наша первая остановка называется «Пожарная безопасность»

Ребята! Я знаю, что можно сделать на этой остановке. Сейчас мы быстренько соберем дрова и устроим огромный костер! Вот обрадуются все вокруг такому костру!

(Костры разводить опасно! Может огонь быстро распространиться даже по всему лесу, тогда придется вызывать вертолет спасателей!) Ребята, что произойдет в лесу, если устроить огромный костер?

Дети отвечают, что может сгореть весь лес, погибнут животные, цветы, травы, сгорят деревья, не будет ягод и грибов.

Да, ребята, всё верно! Не будем разводить костер!

А у кого то, кажется, случилась беда!

Просмотр фрагмента мультфильма «Кошкин Дом»

Что же делать?

Знает каждый гражданин

Этот номер – 01.

Позвони скорей туда

Если к вам пришла беда.

Игра – инсценировка «Звонок в пожарную охрану».

(На столе расположены два телефона, стационарный и сотовый. Ребенок самостоятельно выбирает, по какому телефону сделать звонок).

В. — Алло, «Пожарная охрана» слушает.

Д.- Помогите, у нас пожар!

В.- Что горит?

Д.-____________

В.- Назови свой адрес, имя и фамилию.

Д.-_____________

В.- Жди в безопасном месте, пожарная бригада уже выехала.

А пока ждем бригаду, давайте поиграем в пожарных, которые тушат пожар.

Подвижная игра «Потуши пожар»

Дошкольники делятся на две команды. У капитанов в руке огнетушитель, надо обежать «змейкой» кегли, снять «огонек» с домика кошки, вернуться к команде, положить огонек в корзинку и передать огнетушитель следующему участнику. Выигрывает та команда, которая без ошибок справилась первой.

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием! Из Вас получились смелые, ловкие и ответственные пожарные. Продолжаем наше путешествие.

2 остановка: «Один дома»

Просмотр фрагмента мультфильма «Волк и семеро козлят»

Коль дверной звенит звонок -

Посмотри, сперва, в глазок.

Кто пришел к тебе, узнай.

Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда.

А не станут отвечать -

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться -

То звони скорей в полицию!

Ребята, но чтобы нам попасть на следующую станцию, надо внимательно подумать и назвать сказки, в которых герои остались дома одни, без взрослых, нарушили правила безопасного поведения и попали в беду.

- Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. ( «Колобок»)

- В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. ( «Волк и 7 козлят»)

-Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. ( «Кот, петух, лиса»)

- А этот герой поверил обманщикам коту Базилио, лисе Алисе. ( «Приключение Буратино»)

- Героиня этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. ( «Красная Шапочка»)

- А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. ( «Гуси – лебеди»)

Молодцы, названия сказок вы назвали правильно. Как вы думаете, почему герои сказок попали в беду? (Ответы детей)

«Можно-нельзя». Ведущий бросает мяч, произнося различные фразы, ребёнок ловит или отбрасывает мяч от себя в зависимости от их значения. Например: «Играть возле проезжей части», «Есть сосульки», «Играть со спичками», «Брать оставленную кем-то вещь», «Уходить с незнакомым человеком», «Играть с лекарствами», «Открывать дверь незнакомцу», «Спрашивать, кто звонит в дверь», «Играть со спичками», «Рисовать», «Включить телевизор и отправиться на прогулку», «Играть в куклы»

«Включать плиту», «Ремонтировать испорченный электрочайник», «Пользоваться ножом», «Играть с легковоспламеняющимися предметами», «Включать и пользоваться утюгом».

Но опасность может подстерегать не только за дверью дома, но и внутри.

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

1. Дома острые ножи

Ты на полку … (ПОЛОЖИ).

2. Если ножницы достал

Убери, откуда … (ВЗЯЛ).

3. Если дома появился сильный дым,

Набери по телефону … (01).

4. Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил… (УТЮГ).

5. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички… (ОТОБРАТЬ),

6. Пальчик или гвоздик

В розетку не совать –

Электричество опасно.

Это каждый должен… (ЗНАТЬ).

7. Кто с огнем неосторожен,

У кого пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить… (С ОГНЕМ).

Много тюбиков и баночек

Есть в шкафах у наших мамочек.

В них хранятся средства разные,

К сожалению, (опасные...)

Пилюли и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом наши детки

Обязаны (узнать).

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сами (принесут).

3 остановка «ПДД»

Очень важная наука

Правила движения

И должны их соблюдать

Все без исключения.

Просмотр фрагмента мультфильма «Правила дорожного движения»

А сейчас я бы хотела проверить, знаете ли вы дорожные знаки. Смотрите, сколько дорожных знаков висит кругом. Я буду вам читать стихи, кто отгадывает дорожный знак, тот берет его и встает около меня.

На столе разложены дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Автобусная остановка» и т.д.

Загадки:

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Знак «Осторожно, дети!»)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно. (Знак «Пешеходная дорожка»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле —

Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещён»)

«Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у детсада,

Постоять немного надо

Остановимся, где сквер,

Но вмешалась буква «Р»:

«Только я могу решить,

Где стоянку разрешить!» (знак «Место стоянки»)

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

Знак «Движение пешеходов запрещено»

Знак "Опасный поворот":

Этот знак тревогу бьет –

Вот опасный поворот!

Ехать здесь, конечно, можно,

Только очень осторожно –

Никого не обгонять,

Пассажиров не менять.

Малоподвижная игра «Пешеходы и автомобили»

Молодцы, ребята.

4 остановка «В лесу»

Просмотр фрагмента мультфильма «Зайчишка заблудился»

Какое правило безопасности нарушил зайчик? (Ушли в лес одни без разрешения)

Какие опасности он мог встретить в лесу? (ответы детей)

А теперь, я хочу проверить, как вы знаете правила поведения в лесу

Внимательно послушайте ситуации, если ситуация правильная – хлопайте в ладоши, неверная – топайте ногами.

-Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.

-Ходить с подружками и друзьями.

-Ездить с родителями в лес.

-Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.

-Все время находиться вместе с родителями.

-Рвать цветы.

-Разжигать костры возле деревьев.

-Забирать мусор после отдыха.

-Собирать в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!

-Разорять муравейник.

-Не трогать гнёзда птиц.

Вы с успехом прошли все испытания и получили все подсказки, и теперь мы сможем помочь героям сказок. Послушайте стихотворение и покажите

по какому номеру героям сказок надо позвонить.

А рядом бегемотики, схватились за животики,

У них, у бегемотиков, животики болят. (03)

Я кровожадный, я беспощадный

Я злой разбойник Бармалей

И мне не надо, ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких, да маленьких детей (02)

Тили-бом, тили бом

Загорелся Кошкин дом… (01)

Что случилось, на вокзале

Плачет мальчик-лет пяти

Потерял он маму в зале

Как теперь ее найти (02)

Подведение итога:

Знаем правила мы все,

Мы уверены в себе.

Там куда мы попадём

Никогда не пропадём!

Поздравляем, вы смогли помочь героям сказок! Скажите, ребята, вам понравилось выполнять задания? Какие задания вам показались сложными? А что было самым интересным?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год