| Реализация проектов по приобщению дошкольников к российским традиционным духовно-нравственным ценностям |
| Нравственное воспитание | |
| Автор: Макарова Алина Александровна Рыскина Евгения Владимировна | |
| 23.12.2025 08:30 | |
|
СП «Детский сад «Самоцветы», ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» пгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области Дошкольный детство- важный период, когда формируется фундамент духовно-нравственных ценностей ребенка. Духовно-нравственное воспитание-дошкольников – это сложный и многогранный процесс, связанный со всеми аспектами человеческой жизни: семейными традициями, культурным наследием и историей народа. Проектная деятельность в нашем детском саду стала одним из эффективных методов по решению задач духовно-нравственного развития, которая позволяет сделать процесс воспитания более живым, интересным, насыщенным, а непосредственное участие родителей повышает их значимость в глазах детей.
Воспитание патриотизма — важная часть духовно –нравственного развития детей. Поэтому в нашем детском саду реализуются проекты и мероприятия, направленные на патриотическое воспитание- «Богатыри земли Русской», «День защитника Отечества», «Снятие блокады Ленинграда», «День Победы», «Живые письма дошкольников», «Книжный марафон: «По следам Великой победы», «СВОих не бросаем», «Юные кадеты-надежда России». Также создан мини-музей ВОВ «Помнить, чтобы не забыть». Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации таких проектов, развивают не только патриотические чувства, но и познавательный интерес, формируют навыки сотрудничества и учат быть похожим на смелых и отважных воинов своей страны. Основой духовно-нравственного воспитания является семья. В семье человек рождается, приобретает первоначальный опыт нравственных образцов и примеров и несет его в социум. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые нравственные качества, такие как доброта, сострадание, ответственность, уважение к старшим. Родители являются неотъемлемыми участниками данных проектов. Культура, традиции, обряды-это не просто история-это ценности, национальная гордость каждого народа. Русская культура богата и разнообразна праздниками, обычаями, традициями, фольклором. Поэтому в нашем детском саду «Самоцветы» разработаны и проводятся проекты «Мини-музей «Кукла, традиции, время», «Тряпичная кукла», «Широкая масленица», «Традиции и быт русского народа», музей в чемодане «Русская ярмарка». Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая будущему поколению эти знания, мы формируем у дошкольников духовно-нравственных ценности. При рождении ребенок- чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если есть те, с кем общается маленький человек- умные, добрые, высоконравственные люди. Это педагоги. Педагог– человек, который трудится сегодня, создавая наше завтра. Качество и результативность духовно-нравственного воспитания напрямую зависит от профессиональной компетенции педагогов. Поэтому наши педагоги проходят курсы повышения квалификации. С чего нужно начинать работу по духовно-нравственному воспитанию? С создания уютной, доброжелательной атмосферы. Ведь каждый день для ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми и интересной деятельностью. Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада спланирована по принципу «Услышу, увижу, сделаю» Каким способом будем присваивать знания? УСЛЫШУ-беседы, разговоры, чтение УВИЖУ — рассматривание, выставки, мультфильмы, фильмы, презентации СДЕЛАЮ — творчество, игры, мероприятия продуктивного характера. В группах детского сада педагоги создают развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы. Создание проекта или какого-либо продукта в результате этого выбора мотивирует и помогает почувствовать успех. Приобщение детей к социокультурным ценностям народа происходит через праздники и соблюдение традиций, понятных детям. Семья —социальная и психологическая основа развития полноценной личности ребёнка-дошкольника. Взаимоотношения всех членов семьи — мамы и папы, бабушек и дедушек, сестёр и братьев — отражаются в психике ребёнка, как в зеркале. Не всегда в семье складываются гармоничные отношения. Воспитатели могут послужить подсказками: как провести выходные, на какие темы можно поговорить со своим малышом, как правильно повести себя в какой-то затруднительной ситуации с ребёнком. Воспитание начинается с нас самих. Поэтому наша задача – бережно сохранять и передавать детям драгоценные духовно-нравственные богатства, чтобы будущие поколения стали достойными гражданами нашей страны.
|



Реализация проектов по приобщению дошкольников к российским традиционным духовно-нравственным ценностям








