Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников старшего возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Кузнецова Оксана Владимировна Кондратьева Галина Ивановна Кондратьева Екатерина Александровна   
22.12.2025 22:10

Проект по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников старшего возраста.Проект по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников старшего возраста.

Цель проекта:

Развитие духовно-нравственного сознания младших школьников посредством посещения храма и взаимодействия с представителями православной культуры.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы детского сада (возраст 6-7 лет)

Воспитатель

Педагог-психолог

Священник православного храма

Продолжительность реализации проекта:

Среднесрочный проект (ноябрь -январь).

Актуальность.

Актуальность предлагаемого проекта обусловлена несколькими важными аспектами современного российского общества и образования:

 

1. Возрождение интереса к духовному наследию

Сегодня наблюдается значительный интерес россиян к вопросам веры и религиозной культуры. По данным социологических исследований, большинство населения поддерживает необходимость включения элементов духовно-нравственного воспитания в образовательные программы, особенно на уровне дошкольного детства. Этот возраст является ключевым периодом формирования мировоззрения ребёнка, когда закладываются основы личностных качеств и ценностей.

2. Потребность в формировании гармоничной личности

Современное общество предъявляет высокие требования к всестороннему развитию детей. Наряду с интеллектуальным развитием, особое внимание уделяется формированию морально-нравственных ориентиров, этической культуры поведения и способности ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Проект способствует становлению духовно зрелых и социально адаптированных членов общества.

3. Соответствие современным образовательным стандартам

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчёркивает важность формирования целостной картины мира, уважительного отношения к культурному наследию народов России и этнических групп. Реализация проекта позволяет удовлетворить потребности образовательных учреждений в создании условий для качественного освоения детьми социальных норм и культурных традиций.

4. Решение проблем семейного воспитания

Многие родители испытывают трудности в передаче своим детям базовых понятий о духовности и нравственности. Проект помогает восполнить пробелы семейного воспитания, обеспечивая доступную форму знакомства детей с традиционной культурой русского народа и прививая уважение к историческим корням и духовным истокам.

Таким образом, проект направлен на развитие осознанного отношения ребенка к духовной культуре, формирование представлений о нравственных ценностях и морали, воспитание уважения к традициям и верованиям своего народа.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Подбор литературы для занятий, организация экскурсии в храм.

Согласование с родителями экскурсии и участие родителей добровольцев.

Разработка консультаций для родителей.

Основной этап:

Экскурсия в православный храм поселка.

Ознакомление с историей храма, иконостасом, образами святых.

Посещение бесед со священником.

Занятия в группе детского сада:

Тематические занятия с батюшкой по ознакомлению с основными понятиями христианской веры ( «Бог», «Ангел», «Святые»).

Развитие эмоционально-чувственного восприятия религиозных образов (просмотр иллюстраций, слушание музыки).

Формирование понимания значения молитвы в повседневной жизни.

Организация творческой мастерской:

Подготовка к изготовлению коллажа «Православный Храм» своими руками под руководством педагогов.

Рисование и раскрашивание православных сюжетов.

Консультации психолога:

Индивидуальные беседы с детьми, обсуждение чувств и переживаний.

Групповые занятия по развитию эмпатии и умения сочувствовать другим людям.

Разработка консультаций для родителей.

Итоговый этап:

Создание коллективного коллажа «Православный Храм».

Детям предлагается создать коллаж, отражающий впечатления от посещенного храма и бесед со священником.

Коллаж становится основой выставки, посвященной результатам проекта.

Ожидаемые результаты:

Умение детей различать добро и зло, понимать ценность человеческой жизни.

Осознанное отношение к религиозным праздникам и обычаям своей семьи.

Повышение уровня эмоционального развития и социальной адаптации детей.

Укрепление семейных традиций и укрепление связей поколений.

Таким образом, этот проект позволит детям почувствовать себя частью большой культурной общности, осмыслить роль религии в жизни общества и выработать позитивные жизненные установки.

Приложение 1 (фото их храма)

Приложение 2 (фото коллажа)

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание дошкольника

Цель консультации: Помочь родителям осознать значимость участия в процессе духовно-нравственного воспитания своих детей, понять значение посещения храма для формирования внутренней гармонии и правильного мироощущения ребенка.

1. Зачем ребенку знакомство с храмом?

Посещение храма открывает перед ребенком новый пласт русской культуры и истории. Через образы, звуки и атмосферу святилища дети знакомятся с красотой, величием и мудростью нашей народной традиции. Важно объяснить ребенку смысл церковных праздников, показать красоту иконописи и архитектуры, рассказать о значении свечей и колокольного звона.

2. Как подготовить ребенка к походу в храм?

Перед первым визитом важно заранее обсудить с ребенком правила поведения в храме, познакомить его с основными символами и ритуалами. Объясните малышу простым языком, почему мы молимся, зачем ставим свечи и обращаемся к святым. Главное — поддерживать доброжелательную атмосферу и избегать строгих запретов.

3. Роль родительского примера.

Ребенок подражает взрослым, перенимая их привычки и взгляды. Поэтому крайне важно самим демонстрировать искреннее уважение к традиционным ценностям, проявлять терпение и доброту в отношениях друг с другом. Регулярное совместное чтение сказок, рассказов о героях народных былин, совместные прогулки укрепляют семейную сплоченность и способствуют правильному пониманию добра и зла.

Заключение: Участие родителей в духовно-нравственном воспитании детей — важнейший вклад в будущее наших детей. Вместе мы можем вырастить поколение, умеющее любить свою страну, гордиться её богатой историей и бережно относиться к каждому человеку вокруг.

Статья: Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников через посещение храма

Современные условия требуют комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения. Сегодня особенно остро встаёт проблема сохранения традиционных ценностей и культурного наследия, ведь именно оно формирует внутренний стержень личности каждого гражданина нашей страны. Одним из эффективных методов решения этой задачи выступает организация духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Актуальность проблемы

Задача приобщения детей к духовным ценностям была и остаётся одной из приоритетных направлений отечественной системы образования. Ведь именно в детстве формируется картина мира, закрепляются базовые представления о добре и зле, честности и справедливости. Именно поэтому включение элементов православной культуры в систему дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Одним из ярких примеров успешного опыта такого воспитания стал реализованный нами среднесрончный проект, направленный на знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром православной культуры. Центральным событием проекта стало посещение храма, сопровождаемое беседами со священником.

Основные этапы реализации проекта

Наш проект состоял из трёх основных этапов:

Подготовительный этап: проведение теоретических занятий, направленных на изучение основных символов и понятий православной культуры, знакомство с правилами поведения в храме.

Основной этап: непосредственное посещение храма, общение с представителем священнослужителей.

Итоговый этап: создание совместно с детьми коллажа «Православный Храм», отображающего впечатления и понимание увиденного.

Результаты и выводы

Реализуя проект, мы достигли значимых результатов:

Развития эстетического вкуса: дети познакомились с великолепием искусства русской иконы, смогли оценить гармонию внутреннего убранства храма.

Закрепления положительных эмоций: благодаря интересной экскурсии и активным формам занятий у детей сформировалось положительное восприятие храма.

Повышения мотивации к изучению родного края: многие ребята проявили повышенный интерес к истории возникновения православного храма в родном поселке.

Однако основной целью нашего проекта было формирование фундамента духовно-нравственной ориентации будущих граждан России. Мы уверены, что грамотно организованное взаимодействие с элементами православной культуры способно сыграть ключевую роль в воспитании достойных граждан своей страны.

Таким образом, наш опыт подтверждает эффективность внедрения элементов православной культуры в процесс воспитания дошкольников. Данный мероприятия направленны на формирование у детей высоких моральных качеств, патриотизма, уважения к культурному наследию и традициям своего народа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год