| Приобщение старших дошкольников к национальной культуре через православное храмовое зодчество |
| Нравственное воспитание | |
| Автор: Измайлова Наталья Николаевна | |
| 25.12.2025 19:22 | |
|
В современном обществе, когда границы стираются, а культурные ценности перемешиваются, особенно важно формировать у детей чувство сопричастности к своим корням, к национальной культуре. Дошкольный возраст – это период активного становления личности, когда закладываются основы мировоззрения, нравственных принципов и эстетических вкусов. Одним из эффективных способов приобщения детей к национальной культуре является знакомство с православным храмовым зодчеством. Почему храмы? Православный храм – это не просто архитектурное сооружение. Это символ духовности народа, воплощение его веры, искусства и истории. В облике храма заключены глубокий смысл и богатейшее культурное наследие. Знакомство с храмовым зодчеством позволяет:
Обогатить знания об истории и культуре: Храмы – это свидетели ключевых событий в истории страны. Их архитектура, росписи и убранство отражают различные эпохи и художественные стили. Сформировать представление о нравственных ценностях: Храм – это место, где проповедуются добро, милосердие, любовь к ближнему. Знакомство с храмовой символикой помогает детям осознать важность этих ценностей. Развить эстетический вкус: Храмовая архитектура, иконопись, церковное пение – всё это оказывает сильное воздействие на эстетическое восприятие ребенка, формирует его художественный вкус. Воспитать чувство патриотизма и любви к Родине: Храмы – это часть культурного ландшафта России, ее духовное ядро. Знакомство с ними помогает детям ощутить свою принадлежность к великой культуре. Знакомство старших дошкольников с храмовым зодчеством мы организовали в игровой, доступной и увлекательной форме. Мы использовали: Беседы и рассказы: рассказывали детям об истории храма, его архитектурных особенностях, символике, используя красочные иллюстрации, фотографии, видеоматериалы и виртуальные экскурсии. В ходе бесед особое внимание уделяли проблемным вопросам поискового характера (Чем отличаются понятия храм и церковь? Почему все храмы разной формы? Что символизирует форма храма, цвет и количество куполов? Кто такие зодчий и архитектор?). Экскурсии и прогулки: организовали посещение ближайших храмов. При этом обращали внимание детей на внешний вид храма, его купола, кресты, колокола. Обсудили, чем храм отличается от других зданий. Провели сравнительный анализ древнего и современного храмов. Игры и творчество: рисовали храмы, лепили их из пластилина, строили из конструктора, собирали модели из бумаги. Разучивали стихи и песни о храмах. Играли в сюжетно-ролевые игры, связанные с православными праздниками. Использовали дидактические игры, такие как «Разрезные картинки», «Круги Луллия». Особенно детям нравилась игра "Найди отличие". Мы показывали детям изображения разных храмов и предлагали найти сходства и отличия в их архитектуре. Чтобы привлечь внимание родителей к приобщению дошкольников к национальной культуре и знакомству их с православным храмовым зодчеством, атакже организации полезного отдыха вместе с детьми, мы использовали такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход». «Семейный поход» выходного дня заключался в знакомстве с храмами родного города. Дети не только получали знания об архитектуре, внешнем виде и устройстве православного храма, но и активно участвовали в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа помогла сформировать у дошкольников первые чувства национальной гордости, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача была заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании духовно-нравственных основ гражданских и патриотических качеств, в формировании первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов стало созданиеальбомов и макетов «Храм –дом божий». В рамках проектной деятельности "Храмы моего города" и "Мой любимый храм" дошкольники с помощью родителей создавали свои виртуальные экскурсии. Таким образом, приобщение дошкольников к национальной культуре через православное храмовое зодчество – это важный и благородный процесс, который способствует формированию духовно богатой личности, воспитанию любви к Родине и уважения к культурному наследию. Подходя к этой работе творчески и с любовью, мы прививаем детям интерес к истории, культуре и духовным ценностям нашего народа.
|



Приобщение старших дошкольников к национальной культуре через православное храмовое зодчество








