Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ: ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Нравственное воспитание
Автор: Сагалакова Ангелина Анатольевна   
12.12.2025 20:25

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ: ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ: ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор: Сагалакова Ангелина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР-Д/С «Ивушка» г. Абакан

Введение

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте представляет собой целенаправленный процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирования у него первичных представлений о добре и зле, справедливости, сочувствии, честности и культурных образцах поведения. Данный процесс является фундаментом становления личности и её ценностно-смысловой сферы. Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), находящихся на этапе интенсивного развития эмоциональной сферы, образного мышления исоциального интеллекта, наиболее адекватным и эффективным инструментом духовно-нравственного воздействия выступает сказка. Сказка, будучи органичной частью фольклорной и авторской культуры, не просто развлекает, а

 

выполняет важнейшую социально-педагогическую функцию — функциютрансляции нравственных эталонов, моделей поведения и мировоззренческих ориентиров в доступной для детского восприятия форме.

Психологические особенности детей 4-5 лет

Мышление ребёнка 4-5 лет является наглядно-образным. Он оперирует не абстрактными категориями, а конкретными образами и представлениями. Сказка, насыщенная яркими, устойчивыми образами (храбрый богатырь, добрая волшебница, хитрая лиса, жадный волк), предоставляет идеальный материал для такого мышления. Нравственные понятия ( «доброта», «смелость», «жадность») понимаются не через определения, а через поступки и судьбы персонажей. Активно развивающееся воображение позволяет ребёнку мысленно проживать с героемна всем перипетии сюжета, что усиливает эмоциональное и смысловое воздействие. Данный возраст характеризуется значительным расширением спектра осознаваемыхпереживаемых эмоций, появлением способности к сопереживанию (эмпатии), формированием первых устойчивых социальных оценок. Ребёнок начинает понимать не только свои чувства, но и распознавать эмоциональные состояния сверстников и взрослых. Сказка служит своеобразным «эмоциональным тренажёром»: черезпереживание за героя ребёнок учится сочувствию, радости за его успех, осуждению негативных поступков. Чёткое разделение персонажей наположительных и отрицательных соответствует потребности ребёнка этого возраста в ясных, непротиворечивых ориентирах в мире социальных отношений.

Для целей духовно-нравственного воспитания ключевыми являются следующие её аспекты и функции.

Сказка — это концентрированное выражение народной или авторской мудрости, система ценностей, закодированная в художественных образах. Она передаёт базовые нравственные понятия -добро побеждает

зло, трудолюбие вознаграждается, а лень и жадность наказываются, обещания нужно держать, к старшим следует относиться с почтением, слабых нужно защищать. В сказках всегда присутствует моральная оценка происходящего, что способствует формированию у ребёнка ценностных критериев. Проживая вместе с героем его страхи, трудности и победы, ребёнок символически

разрешает собственные внутренние конфликты и тревоги. Страх передтемнотой, одиночеством, незнакомыми ситуациями находит безопасный выход в метафорическом мире сказки (Баба-Яга, Кощей) и обязательнопреодолеваются. Это способствует эмоциональной стабилизации и развитию психологической устойчивости. Через сказку ребёнок усваивает социальные нормы и модели поведения. Он узнает, как принято поступать в той или иной ситуации, как выстраивать отношения, как разрешать конфликты.

Принципы отбора сказок и стратегии работы с ними

Эффективность использования сказки в воспитательных целях напрямую зависит от грамотного отбора материала. Сюжет должен быть относительно простым, с чёткой последовательностью событий. Слишкомсложные, многоуровневые сказки (например, некоторые авторские или

философские) будут непонятны и могут вызвать тревогу. • Идея должна быть доступной для понимания.

Подходят народные сказки о животных ( «Теремок», «Колобок», «Лиса

и журавль»), простые волшебные сказки ( «Гуси-лебеди», «Крошечка-

Хаврошечка», «Снегурочка»), добрые авторские сказки (В. Сутеева, С.

Козлова, некоторые сказки Г.Х. Андерсена в адаптированной форме).

Следует избегать сказок с излишне натуралистичными описаниями жестокости, сцен насилия, которые могут травмировать детскую психику. Классический фольклор часто требует адаптивного пересказа или предварительного отбора

вариантов.

Стратегии и методы работы со сказкой.

Работа не должна сводиться только к прочтению. Необходимо выстраивать целостную деятельность, направленную на осмысление и присвоение нравственного содержания.

Подготовительный этап. Создание мотивации, настрой на

восприятие. Это может быть беседа по теме сказки, рассматривание

иллюстраций, создание проблемной ситуации ( «Как вы думаете,

можно ли одному в лесу убегать от мамы?»).

Этап чтения (рассказывания). Чтение должно быть выразительным,

эмоционально окрашенным, с паузами, но без излишней драматизации, которая может напугать. Предпочтительнее живой рассказ, устанавливающий прямой контакт с аудиторией.

Этап осмысления и рефлексии (обсуждение). Это ключевой этап

Духовно-нравственного воспитания. Вопросы должны быть тщательно

продуманы и направлены на анализ поступков, мотивов и чувств героев.

Роль взрослого

Педагог или родитель выступает в роли проводника в мир сказки. Его задача — не просто озвучить текст, но помочь ребёнку расшифровать его нравственные послания, связать с реальной жизнью. Это требует от взрослого:

1. Глубокого личного осмысления материала. Взрослый должен сам

понимать символический и воспитательный потенциал конкретной сказки.

2. Владения техникой диалогического обсуждения. Не навязывание готовых оценок ( «Вот видишь, врать плохо!»), а подведение ребёнка к самостоятельным выводам с помощью продуманных вопросов.

3. Эмоциональной включенности и искренности. Ребёнок тонко чувствует формальное отношение. Интерес взрослого к сказке и к мнению ребёнка является мощным мотивирующим фактором.

4. Учёта индивидуальных особенностей. Более робкому ребёнку можнопредложить идентифицироваться с сильным героем, импульсивному

— обсудить последствия необдуманных поступков персонажей.

Важно избегать прямолинейного морализаторства и «разжевывания» морали. Сила сказки именно в её метафоричности, которая позволяет уроку проникнуть в подсознание мягко и ненавязчиво. Взрослый создаёт условия для этого проникновения.

Заключение

Духовнонравственное воспитание детей 4-5 лет посредством сказкипредставляет собой научно обоснованную, высокоэффективную

педагогическую технологию. Её эффективность коренится в онтологическом соответствии формы (сказочного повествования) и содержания (нравственных ценностей) психологическим особенностям ребёнка данного возраста, находящегося в стадии активного формирования эмоционально-образной картины мира и первичных социальных установок. Систематическая и методически грамотная работа со сказкой, включающая тщательный отбор материала, диалогическое обсуждение, ориентированное на анализ поступков и

чувств героев, и творческое закрепление, способствует не пассивному усвоению набора правил, а активному построению ребёнком собственной системы ценностных ориентаций. В процессе такой работы развиваются эмпатия, способность к нравственной рефлексии, закладываются основы социальной компетентности и культурной идентичности. Таким образом, сказка, этот древнейший инструмент народной педагогики, при профессиональном и осознанном использовании становится незаменимым средством в современном

арсенале воспитателя, психолога и родителя, работающего над созиданием целостной, духовно развитой личности с дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год