| ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ: ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ |
| Нравственное воспитание | |
| Автор: Сагалакова Ангелина Анатольевна | |
| 12.12.2025 20:25 | |
|
Автор: Сагалакова Ангелина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР-Д/С «Ивушка» г. Абакан Введение Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте представляет собой целенаправленный процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирования у него первичных представлений о добре и зле, справедливости, сочувствии, честности и культурных образцах поведения. Данный процесс является фундаментом становления личности и её ценностно-смысловой сферы. Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), находящихся на этапе интенсивного развития эмоциональной сферы, образного мышления исоциального интеллекта, наиболее адекватным и эффективным инструментом духовно-нравственного воздействия выступает сказка. Сказка, будучи органичной частью фольклорной и авторской культуры, не просто развлекает, а
выполняет важнейшую социально-педагогическую функцию — функциютрансляции нравственных эталонов, моделей поведения и мировоззренческих ориентиров в доступной для детского восприятия форме. Психологические особенности детей 4-5 лет Мышление ребёнка 4-5 лет является наглядно-образным. Он оперирует не абстрактными категориями, а конкретными образами и представлениями. Сказка, насыщенная яркими, устойчивыми образами (храбрый богатырь, добрая волшебница, хитрая лиса, жадный волк), предоставляет идеальный материал для такого мышления. Нравственные понятия ( «доброта», «смелость», «жадность») понимаются не через определения, а через поступки и судьбы персонажей. Активно развивающееся воображение позволяет ребёнку мысленно проживать с героемна всем перипетии сюжета, что усиливает эмоциональное и смысловое воздействие. Данный возраст характеризуется значительным расширением спектра осознаваемыхпереживаемых эмоций, появлением способности к сопереживанию (эмпатии), формированием первых устойчивых социальных оценок. Ребёнок начинает понимать не только свои чувства, но и распознавать эмоциональные состояния сверстников и взрослых. Сказка служит своеобразным «эмоциональным тренажёром»: черезпереживание за героя ребёнок учится сочувствию, радости за его успех, осуждению негативных поступков. Чёткое разделение персонажей наположительных и отрицательных соответствует потребности ребёнка этого возраста в ясных, непротиворечивых ориентирах в мире социальных отношений. Для целей духовно-нравственного воспитания ключевыми являются следующие её аспекты и функции. Сказка — это концентрированное выражение народной или авторской мудрости, система ценностей, закодированная в художественных образах. Она передаёт базовые нравственные понятия -добро побеждает зло, трудолюбие вознаграждается, а лень и жадность наказываются, обещания нужно держать, к старшим следует относиться с почтением, слабых нужно защищать. В сказках всегда присутствует моральная оценка происходящего, что способствует формированию у ребёнка ценностных критериев. Проживая вместе с героем его страхи, трудности и победы, ребёнок символически разрешает собственные внутренние конфликты и тревоги. Страх передтемнотой, одиночеством, незнакомыми ситуациями находит безопасный выход в метафорическом мире сказки (Баба-Яга, Кощей) и обязательнопреодолеваются. Это способствует эмоциональной стабилизации и развитию психологической устойчивости. Через сказку ребёнок усваивает социальные нормы и модели поведения. Он узнает, как принято поступать в той или иной ситуации, как выстраивать отношения, как разрешать конфликты. Принципы отбора сказок и стратегии работы с ними Эффективность использования сказки в воспитательных целях напрямую зависит от грамотного отбора материала. Сюжет должен быть относительно простым, с чёткой последовательностью событий. Слишкомсложные, многоуровневые сказки (например, некоторые авторские или философские) будут непонятны и могут вызвать тревогу. • Идея должна быть доступной для понимания. Подходят народные сказки о животных ( «Теремок», «Колобок», «Лиса и журавль»), простые волшебные сказки ( «Гуси-лебеди», «Крошечка- Хаврошечка», «Снегурочка»), добрые авторские сказки (В. Сутеева, С. Козлова, некоторые сказки Г.Х. Андерсена в адаптированной форме). Следует избегать сказок с излишне натуралистичными описаниями жестокости, сцен насилия, которые могут травмировать детскую психику. Классический фольклор часто требует адаптивного пересказа или предварительного отбора вариантов. Стратегии и методы работы со сказкой. Работа не должна сводиться только к прочтению. Необходимо выстраивать целостную деятельность, направленную на осмысление и присвоение нравственного содержания. Подготовительный этап. Создание мотивации, настрой на восприятие. Это может быть беседа по теме сказки, рассматривание иллюстраций, создание проблемной ситуации ( «Как вы думаете, можно ли одному в лесу убегать от мамы?»). Этап чтения (рассказывания). Чтение должно быть выразительным, эмоционально окрашенным, с паузами, но без излишней драматизации, которая может напугать. Предпочтительнее живой рассказ, устанавливающий прямой контакт с аудиторией. Этап осмысления и рефлексии (обсуждение). Это ключевой этап Духовно-нравственного воспитания. Вопросы должны быть тщательно продуманы и направлены на анализ поступков, мотивов и чувств героев. Роль взрослого Педагог или родитель выступает в роли проводника в мир сказки. Его задача — не просто озвучить текст, но помочь ребёнку расшифровать его нравственные послания, связать с реальной жизнью. Это требует от взрослого: 1. Глубокого личного осмысления материала. Взрослый должен сам понимать символический и воспитательный потенциал конкретной сказки. 2. Владения техникой диалогического обсуждения. Не навязывание готовых оценок ( «Вот видишь, врать плохо!»), а подведение ребёнка к самостоятельным выводам с помощью продуманных вопросов. 3. Эмоциональной включенности и искренности. Ребёнок тонко чувствует формальное отношение. Интерес взрослого к сказке и к мнению ребёнка является мощным мотивирующим фактором. 4. Учёта индивидуальных особенностей. Более робкому ребёнку можнопредложить идентифицироваться с сильным героем, импульсивному — обсудить последствия необдуманных поступков персонажей. Важно избегать прямолинейного морализаторства и «разжевывания» морали. Сила сказки именно в её метафоричности, которая позволяет уроку проникнуть в подсознание мягко и ненавязчиво. Взрослый создаёт условия для этого проникновения. Заключение Духовнонравственное воспитание детей 4-5 лет посредством сказкипредставляет собой научно обоснованную, высокоэффективную педагогическую технологию. Её эффективность коренится в онтологическом соответствии формы (сказочного повествования) и содержания (нравственных ценностей) психологическим особенностям ребёнка данного возраста, находящегося в стадии активного формирования эмоционально-образной картины мира и первичных социальных установок. Систематическая и методически грамотная работа со сказкой, включающая тщательный отбор материала, диалогическое обсуждение, ориентированное на анализ поступков и чувств героев, и творческое закрепление, способствует не пассивному усвоению набора правил, а активному построению ребёнком собственной системы ценностных ориентаций. В процессе такой работы развиваются эмпатия, способность к нравственной рефлексии, закладываются основы социальной компетентности и культурной идентичности. Таким образом, сказка, этот древнейший инструмент народной педагогики, при профессиональном и осознанном использовании становится незаменимым средством в современном арсенале воспитателя, психолога и родителя, работающего над созиданием целостной, духовно развитой личности с дошкольного возраста.
|



ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ СКАЗКИ: ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ










