| «Мир добрых отношений» |
| Нравственное воспитание | |
| Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Давыденко Надежда Васильевна Грязнова Ирина Ренатовна Курило Оксана Анатольевна Суслова Татьяна Владимировна Сумина Наталья Александровна | |
| 10.12.2025 06:32 | |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад № 11» (МАДОУ «ДС № 11») «Мир добрых отношений» — дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности для детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы направлено на создание условий постижения ребенком собственной значимости и значимости другого, раскрытия человеческой природы в себе самом и в других людях, осознания причинно — следственных связей собственного поведения и отношений к личности со стороны окружающих. Основная форма организации занятий – «Клуб общения». Дети в ходе занятий приобщаются к таким нравственным категориям, как: доброта, скромность, уважение, жертвенность, дружба… В ходе занятий клуба организуются различные формы детской деятельности: познавательные беседы, проблемные и игровые ситуации, творческая деятельность, чтение и драматизация литературных произведений. Программа может быть полезна воспитателям и педагогам дополнительного образования, реализующим ФГОС ДОв области социально-коммуникативного развития. Пояснительная записка «Сила и вполовину не так могущественна как доброта» Ф. Достоевский Актуальность Программы: Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. Главной целью этого направление является формирование ребенка, как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважением к людям и активной жизненной позицией. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержанием образовательной области социально-коммуникативного развития:
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Мир добрых отношений» имеет социально-коммуникативную направленность и создает условия постижения ребенком собственной значимости как личности и значимости других личностей, раскрытия человеческой природы в себе самом и в других людях, осознания причинно-следственных связей собственного поведения и отношений к личности со стороны окружающих. Учитывая творческий характер всех форм дополнительного образования, Программа предполагает включение в детское объединение детей с лидерскими задатками и создает условия становления у них социально активной позиции и формирования опыта открытия и применения в реальной жизни правил добрых отношений. Цель Программы: Становление у детей старшего дошкольного возраста социально-активной позиции субъектов гуманных межличностных отношений и лидеров организации социально — значимых дел. Задачи:
Отличительная особенность Программы: Особенностью данной Программы является связь познавательной и практической (поведенческой, игровой и творческой) деятельности. Практическую ценность занятий представляет «Книга правил добрых отношений», которая заполняется после каждого открытия нового правила. Возраст участников: В состав творческого объединения включаются10-12 детей 5-7 лет, проявившие в ходе вводной диагностики познавательный интерес к области межличностных отношений, мотивацию к социальной активности и сотрудническому взаимодействию. Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на один учебный год (1, 2 неделя сентября – диагностический этап, 3 неделя сентября – 3 неделя мая – учебный этап, 3-4 неделя мая – итоговый этап). Формы и режим занятий: Основная форма организации занятий – «Клуб добрых отношений». Режим занятий – 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Мониторинг эффективности реализации программы осуществляется в течение учебного года по итогам каждого занятия и по критериям успешности освоения детьми содержания занятий и устойчивости их интереса к клубной деятельности. Информация о качестве результатов выносится в лист мониторинга, где противкаждой фамилии ставится условная оценка, адекватная степени освоения ребенком содержания занятия по трем критериям. Критерии эффективности и качества деятельности Клуба:
Форма подведения итогов реализации Программы: Один раз в квартал участники клуба представляют «Книгу добрых правил» на встрече с детьми других творческих объединений «Таланты и поклонники». По итогам каждого квартала организуется рефлексия успешности в форме «Круга благодарения», в ходе которого дети обсуждают свои радости и огорчения, а также заполняют «Книгу добрых правил». В Книгу зарисовываются общие игры, общие дела и примеры применения Правил добрых отношений. Мини-спектакли, разученные детьми на тематических занятиях клуба, могут представляться в ходе различных праздничных программ или перед детьми младшего возраста. Методическое обеспечение Программы: Тематика занятий «Клуба добрых отношений», который является основной формой реализации Программы, включает в себя основные нравственные категории такие как: доброта, скромность, уважение, жертвенность, дружба. Основное содержание занятий строится на основе наглядно-иллюстративного материала «Чувства, эмоции»; «Уроки вежливости» (составители Л.Б. Фисюкова, И.В. Мирошниченко). В занятиях используется так же игровой материал из методических источников: «Я и мир» (Масалова Л.Л.); «Учим детей общению» (Клюева Н.В.); «Ступени мудрости» (А. Лопатина, М.Скребцова); «Уроки добра» (С. И Семенака) и др. Продуктивным результатом коллективной деятельности участников клуба должна стать «Книга добрых правил», страницы которой последовательно заполняются информацией (модели, символы, рисунки) об открытых закономерностях (правилах) добрых отношений. В итоговой части каждого занятия клуба организуется планирование непосредственной практической деятельности, связанной с вновь открытым правилом добрых отношений. Такими добрыми делами могут быть: акция, трудовой десант, подготовка и вручение сувениров, концертная программа, выпуск газеты, подготовка выставки, создание музейных экспозиций. В ходе занятий клуба предполагаются разные форма организации детской деятельности: познавательные беседы, проблемные и игровыеситуации, творческая деятельность, чтение и драматизация литературных произведений, организация социально-культурных проектов. Структура занятий:
Литература
|



«Мир добрых отношений»










