Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Мир добрых отношений»
Нравственное воспитание
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Давыденко Надежда Васильевна Грязнова Ирина Ренатовна Курило Оксана Анатольевна Суслова Татьяна Владимировна Сумина Наталья Александровна   
10.12.2025 06:32

«Мир добрых отношений»«Мир добрых отношений»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад № 11» (МАДОУ «ДС № 11»)

«Мир добрых отношений» — дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание программы направлено на создание условий постижения ребенком собственной значимости и значимости другого, раскрытия человеческой природы в себе самом и в других людях, осознания причинно — следственных связей собственного поведения и отношений к личности со стороны окружающих.

Скачать проект

Основная форма организации занятий – «Клуб общения». Дети в ходе занятий приобщаются к таким нравственным категориям, как: доброта, скромность, уважение, жертвенность, дружба…

В ходе занятий клуба организуются различные формы детской деятельности: познавательные беседы, проблемные и игровые ситуации, творческая деятельность, чтение и драматизация литературных произведений.

Программа может быть полезна воспитателям и педагогам дополнительного образования, реализующим ФГОС ДОв области социально-коммуникативного развития.

Пояснительная записка

«Сила и вполовину не так могущественна как доброта» Ф. Достоевский

Актуальность Программы:

Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. Главной целью этого направление является формирование ребенка, как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважением к людям и активной жизненной позицией.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержанием образовательной области социально-коммуникативного развития:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…

Направленность дополнительной общеразвивающей программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир добрых отношений» имеет социально-коммуникативную направленность и создает условия постижения ребенком собственной значимости как личности и значимости других личностей, раскрытия человеческой природы в себе самом и в других людях, осознания причинно-следственных связей собственного поведения и отношений к личности со стороны окружающих. Учитывая творческий характер всех форм дополнительного образования, Программа предполагает включение в детское объединение детей с лидерскими задатками и создает условия становления у них социально активной позиции и формирования опыта открытия и применения в реальной жизни правил добрых отношений.

Цель Программы:

Становление у детей старшего дошкольного возраста социально-активной позиции субъектов гуманных межличностных отношений и лидеров организации социально — значимых дел.

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков разумного поведения и адекватного реагирования в различных ситуациях.
  2. Содействовать обретению детьми опыта нравственных межличностных отношений и социально-активного поведения. 3. Обеспечить последовательное формирование у детей навыков межличностного и социального конструктивного диалога.
  3. Воспитание качеств социального лидерства.

Отличительная особенность Программы:

Особенностью данной Программы является связь познавательной и практической (поведенческой, игровой и творческой) деятельности. Практическую ценность занятий представляет «Книга правил добрых отношений», которая заполняется после каждого открытия нового правила.

Возраст участников:

В состав творческого объединения включаются10-12 детей 5-7 лет, проявившие в ходе вводной диагностики познавательный интерес к области межличностных отношений, мотивацию к социальной активности и сотрудническому взаимодействию.

Сроки реализации Программы:

Программа рассчитана на один учебный год (1, 2 неделя сентября – диагностический этап, 3 неделя сентября – 3 неделя мая – учебный этап, 3-4 неделя мая – итоговый этап).

Формы и режим занятий:

Основная форма организации занятий – «Клуб добрых отношений». Режим занятий – 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Мониторинг эффективности реализации программы осуществляется в течение учебного года по итогам каждого занятия и по критериям успешности освоения детьми содержания занятий и устойчивости их интереса к клубной деятельности. Информация о качестве результатов выносится в лист мониторинга, где противкаждой фамилии ставится условная оценка, адекватная степени освоения ребенком содержания занятия по трем критериям.

Критерии эффективности и качества деятельности Клуба:

  • эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека;
  • сформированность представлений о нормах и правилах межличностных отношений;
  • овладение основами гуманистических способов взаимодействия и конструктивных методов общения, включенными в содержание занятия Клуба;
  • овладение основами лидерской позиции и социальной активности.

Форма подведения итогов реализации Программы:

Один раз в квартал участники клуба представляют «Книгу добрых правил» на встрече с детьми других творческих объединений «Таланты и поклонники». По итогам каждого квартала организуется рефлексия успешности в форме «Круга благодарения», в ходе которого дети обсуждают свои радости и огорчения, а также заполняют «Книгу добрых правил».

В Книгу зарисовываются общие игры, общие дела и примеры применения Правил добрых отношений. Мини-спектакли, разученные детьми на тематических занятиях клуба, могут представляться в ходе различных праздничных программ или перед детьми младшего возраста.

Методическое обеспечение Программы:

Тематика занятий «Клуба добрых отношений», который является основной формой реализации Программы, включает в себя основные нравственные категории такие как: доброта, скромность, уважение, жертвенность, дружба.

Основное содержание занятий строится на основе наглядно-иллюстративного материала «Чувства, эмоции»; «Уроки вежливости» (составители Л.Б. Фисюкова, И.В. Мирошниченко). В занятиях используется так же игровой материал из методических источников: «Я и мир» (Масалова Л.Л.); «Учим детей общению» (Клюева Н.В.); «Ступени мудрости» (А. Лопатина, М.Скребцова); «Уроки добра» (С. И Семенака) и др.

Продуктивным результатом коллективной деятельности участников клуба должна стать «Книга добрых правил», страницы которой последовательно заполняются информацией (модели, символы, рисунки) об открытых закономерностях (правилах) добрых отношений.

В итоговой части каждого занятия клуба организуется планирование непосредственной практической деятельности, связанной с вновь открытым правилом добрых отношений. Такими добрыми делами могут быть: акция, трудовой десант, подготовка и вручение сувениров, концертная программа, выпуск газеты, подготовка выставки, создание музейных экспозиций.

В ходе занятий клуба предполагаются разные форма организации детской деятельности: познавательные беседы, проблемные и игровыеситуации, творческая деятельность, чтение и драматизация литературных произведений, организация социально-культурных проектов.

Структура занятий:

  • Первый этап -приветствие (установление эмоционально – положительного контакта)
  • Второй этап – актуализация проблемы межличностных отношений
  • Третий этап – выдвижение детьми гипотез, выхода из проблемной ситуации.
  • Четвертый этап — проверка гипотез игровым путем.
  • Пятый этап -представление детям вариантов культуры разрешения проблемы на примерах сюжетов литературных произведений и реальных ситуаций из жизни.
  • Шестой этап -апробирование представленных моделей в игровом тренинге, драматизация вариантов развития сюжета.
  • Седьмой этап- обобщение, выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу.
  • Восьмой этап-схематизация правила в виде знаково-символической модели.
  • Девятый этап- внесение модели в книгу добрых правил.
  • Десятый этап -определение зоны применения открытых правил-способов гармонизации отношений.

Литература

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Клюева Н.В. Учим детей общению. — Я.: Академия развития, 1997
  3. Лопатина А. Ступени мудрости. — М.: Амрита-Русь, 2008
  4. Мосалова Л.Л. Я и мир. — СПб.: Детство — Пресс, 1999
  5. Мулько И.Ф. Социально — нравственное воспитание детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2004
  6. Семенака С.И. Коррекционно — развивающая программа для детей 5-7 лет. — М.: АРКТИ, 2004
  7. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год