Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Иванникова Марина Дмитриевна | |||
22.03.2025 11:43 | |||
Направление: «Нравственно – духовное развитие» Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Время проведения: март 2025г. Место проведения: МБОУ ВМО «Федотовская средняя школа» (дошкольное отделение), группа «Непоседы» Возраст детей: 6-7 лет Воспитатель: Иванникова Марина Дмитриевна
Цель: помощь детям в самопознании и самопринятии своего имени. Образовательные задачи.
Развивающие задачи.
Воспитательные задачи.
Предварительная работа: презентация «Что обозначает мое имя», Презентация «Как давали имена на Руси» Презентация «Откуда пришли к нам фамилии», «Почему даётся отчество» Беседа «Каких былинных героев мы знаем и почему им дали такме имена и прозвища» Создание бейджиков для гостей в технике «скапбукинг» (все разные) Создание альбома на кольцах «Тайна имени», созданного руками родителей (на каждого ребёнка создана отдельная страничка, можно рассматривать как весь альбом целиком, так и все странички по отдельности, также есть разделители по алфавиту имён) Беседа с детьми «Почему нас (воспитателей) назвали Марина и Снежана» «Как бы назвали детей в древней Руси» Просмотр мультфильмов с родителями дома «Дюймовочка», «Незнайка в цветочном городе», «Снегурочка», «Красная шапочка», «Золушка» ЧХЛ те же (смотри названия мультфильмов), «Волшебник изумрудного города», «Пеппи — длинный чулок», «Айболит» «Крокодил Гена и Чубурашка», «Мальчик с пальчик». Вспомнить всё о героях проекта прошлого года «Сказочная карта России» (3 Богатыря с рассматриванием картины Васнецова и герои былин, Колобок, Чебурашка) Материал: Бейджики гостям (заготовки) +фломастеры, заготовки для создания бейджиков для детей, презентация «Сказочная почта», ребус «имя», 4 конверта с заданиями (красный, синий, зелёный, белый), шаблоны шифра для гостей (для зашифровки своего имени), 1 большой шифр (демонстрационный), мяч, мольберт с магнитной доской, лепестки для ромашки (гостям, чтобы зашифровать своё имя), Воспитатель: В начале нашего занятия, я предлагаю немного поиграть: Приглашаю ребят встать в ряд, спиной к нашим гостям, а вам, дорогие гости, у кого в руках окажется игрушка, позвать (окликнуть) кого-то из детей, не зная, как их зовут. (2-3 человека), если ребёнок понял, что обращаются к нему, то поворачивается. Проводится игра «Окликни меня» Дети присаживаются на стулья. Воспитатель подводит к выводу, что трудно и позвать, но и трудно узнать себя, и не очень приятно, когда к тебе обращаются, например: мальчик, в синей футболке. Воспитатель: Мы убедились, что без имён было бы очень трудно обходится? Да, имя у человека-это даже очень удобно для нас в общении друг с другом. Нас не было – оно было. Нас не будет – оно будет. Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Что это? (Ответы). Правильно, это имя. В народе говорят: «Не имя красит человека, а человек –имя». А в Японии мудрецы вещают: «Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя». Воспитатель: Дорогие гости! Я предлагаю познакомиться и назвать свои имена 1, 2, 3… Дети и взрослые произносят свои имена… Воспитатель: Нет, так дело не пойдёт, нас слишком много…Надо, что-то придумать … Есть идеи? Дети высказывают предположения! Воспитатель: …Придумала! Я предлагаю написать свои имена, детский сад и увлечения на бейджиках, которые мы подготовили вместе с детьми в подарок о нашей встрече, а ребята, на своих бейджиках, в сердечках, напишут своё имя и выберет наклейку, которая поможет представить их без слов или расскажет о том, кем наши ребята станут, когда вырастут. Дети дарят бейджики и фломастеры гостям. Здороваются, произносят своё имя (Здравствуйте, меня зовут…, очень приятно), садятся на места и выполняют задание. Воспитатель: Я запуская песочные часы на 3 минуту. Дети выполняют задание самостоятельно, кто из детей справился быстрее, может подойти к гостям и представиться, показав бейджик, например: Артём, я люблю футбол, Алёна, люблю читать, Софа – я, когда вырасту, стану воспитателем, и т.д. Воспитатель подводит к выводу: Замечательно! Посмотрите друг на друга! Наше знакомство состоялось! Теперь мы знаем, как всех нас зовут, и чем увлекаемся. Ведь знакомые друг другу люди больше улыбаются и начинают общаться и дружить. Ребята, присаживайтесь на стулья. Может, кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? Дети … Воспитатель: Предлагаю проверить (подсказку). Смотрим на экран. Что перед вами ребус или кроссворд? Дети: ребус Воспитатель: Докажите, что это ребус, а не кроссворд? Дети: (предполагаемые ответы детей) ребус — это зашифрованное слово с помощью букв, цифр, знаков, картинок. Воспитатель: Если это ребус его нужно? Дети: (предполагаемые ответы детей) расшифровать, разгадать. Дети работают над расшифровкой ребуса. (Зашифровано слово «ИМЯ»). См. Приложение 1. Воспитатель: Ребята вы отгадали слово – имя. Как вы, думаете, что обозначает слово имя? Дети: (предполагаемые ответы детей). Воспитатель: Имя – это то, что дано человеку на всю жизнь. И тема нашего занятия «Имя каждому дано». Мы вспомним, как появились имена, как выбирали имя ребёнку в далёкие времена, что такое отчества и фамилии. Нас ждут интересные сюрпризы. Сегодня, на мою электронную почту пришло письмо, а на столе посылка с какими-то конвертами. Откроем письмо? Здравствуйте, мои маленькие друзья. Пишу вам из страны сказок. Я приготовила для каждого из вас подарок, но получить его вы сможете, когда выполните все мои задания. Подпись (ребус Василиса) ИКТ Воспитатель: Ребята, опять ребус. Разгадаем его? Это, наверное, первая подсказка. Дети: Василиса (открывается имя) Воспитатель: Интересно, какая Василиса могла нам приготовить? Из какой страны нам пришло письмо? Дети: Сказочной Воспитатель: Каких сказочных Василис мы знаем? Дети: Прекрасная и Премудрая! Воспитатель: Интересно, а вы можете сказать, почему их так назвали? Прекрасная – значит? Дети: самая красивая Воспитатель: Премудрая – значит? Дети: Самая мудрая! Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что иногда благодаря имени мы можем узнать о характере, внешности, особенностях человека. Воспитатель: Премудрая или Прекрасная Василиса могла бы нам такие задачки задавать? Дети: Василиса Премудрая Открывается след. слайд Воспитатель: Правильно! А вот и вторая задача: На слайде зашифрованы имена детей в трёх таблицах. Дети делятся на компании согласно спискам (капитан команды выделен красным цветом). Открывается след. слайд (три конверта) Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы разделились на три компании. Интересно, а что в конвертах, откроем? ИКТ Дети: Схемы. Воспитатель: И что делать с этими схемами? (схемы групповой комнаты, где спрятаны задания) Дети: (предполагаемые ответы детей) искать задания. Воспитатель: Думайте, смотрите и задания ищите. См. Приложение 2. Нашли. Это ваши задания. Рабочее место, для каждой команды вам поможет найти метка. (Метка есть на конверте и на столах). Воспитатель: Ваше время ограничено. У вас три минуты. (Показ песочных часов). Дети выполняют задания. В это время, гостям раздать лепестки ромашки, на которых предложить написать своё имя в виде шифра (раздать шифр) Воспитатель: Ваше время истекло. Проверим наши задания? 1 задание (1 команда): Как зовут сказочных героев и почему их так назвали. (Дюймовочка, Колобок, Золушка, Красная шапочка, Незнайка, Чебурашка) 2 задание (2 команда): Как зовут былинных героев и почему их так назвали. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) 3 задание (3 команда): Расшифруте имена (Злотовласка — девочка с золотыми волосами, Любомир – любит мир, Первак — мальчик первый в семье, Молчан – мальчик, который молчит, Марта – рождённая в марте)) Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и след. задание (след. слайд) Минутка отдыха игра «Найди свое место». Дети под музыку ходят в разных направлениях по группе. Когда музыка прекращается, дети встают согласно схемам. См. Приложение 3. После игры дети остаются стоять согласно последней схеме, в кругу. (след. слайд) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши имена растут вместе с нами? Когда я была совсем маленькая меня называли Маришкой, в школе, меня называли Мариной, а когда я выросла меня стали называть близкие и друзья Мариной, а все знакомые и коллеги (люди с которыми я вместе работаю) Мариной Дмитриевной. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. В русской культуре отчество дается от имени отца. Ульяна, как зовут твоего папу? (Сергей). Значит, твое отчество – Сергеевна, Ульяна Сергеевна. Спросить пару человек. Предлагаю и вам поиграть в такую игру «Как растут имена». Вначале произносите как вас называли, когда вы были малышами и будут называть друзья и коллеги. (Мяч передается по кругу. Я — начну: Маришка –Марина — Марина Дмитриевна, продолжит тот, кто стоит между … и …, далее по кругу передавая мяч. Игра «Как растут имена» Воспитатель: Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя. Подвести к выводу, что людям приятнее, особенно детям, когда их называют ласково, а по имени и отчеству зовут, человека, которого уважают. След. слайд (нотный стан) Воспитатель: А вы знаете, что у каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее. Дети пропевают имя Воспитатель: Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково? Дети: предполагаемые ответы (по слогам, звукам, и тд.) Воспитатель: У каких имён самая короткая и самая длинная песенка? Дети: предполагаемые ответы… Воспитатель: Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы? Воспитатель: Дети, а вот и Василиса на экране с ещё одним заданием. (Слайд:) Спасибо ребята, вы справились со всеми моими загадками. А теперь расположите, пожалуйста, свои бейджики – имена у трёх смайликов: Весёлый – у тебя всё получилось и тебе было интересно Задумчивый – у тебя какие-то задания вызвали затруднения Грустный – тебе было трудно выполнять мои задания и тебе было не интересно. Дети снимают бейджики и располагают у смайликов. Обсуждение занятития. Что понравилось, что вызвало затруднения и.т. д. Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сюрприз на экране появился. (слайд) Интересно, что в нём. (слайд – сюрприз открылся, надпись…) Досвидания, мои маленькие друзья. Пусть Ваше имя будет всегда звучать гордо, и Вы станете людьми с Большой буквы: добрыми воспитателями, отважными военными, знаменитыми учёными, архитекторами, спортсменами, врачами и т.д. И мы ещё не раз услышим ваши имена! А подарок, ждёт Вас на кроватке у того мальчика, чьё имя начинается с той же буквы, как и моё. Василиса. Дети: Вова, Вячеслав. Воспитатель: Славик и Вова сходите в спальню, принесите нам сюрприз. Дети приносят коробку, воспитатель с детьми её открывают и находят альбом. И Письмо: Наши любимые дочки и сыночки. Мы с любовью и заботой создали альбом, в котором для каждого из вас есть своя страничка. Мы хотим открыть тайну вашего имени, и поделиться секретами, как мы выбирали вам имена. Ваши папы и мамы. Воспитатель с детьми показывают альбом гостям, рассматривают сами, читают 1 или 2 странички. Дать возможность посмотреть гостям, и разделить на странички для каждого ребёнка. Воспитатель: Ребята, пока вы выполняли задания от Василисы Премудрой, наши гости приготовили вам небольшой сюрприз: оставить память о себе и зашифровали свои имена на лепесточках ромашки, давайте, попробуем разгадать парочку, а остальные прочтём позднее и будем вспоминать наших гостей, читая их имена. Дети с воспитателем разгадывают надпись с помощью шифра. Открытый конец занятия, дети изучают страницы альбома и открывают для себя что-то новое.
|