Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»
Нравственное воспитание
Автор: Иванникова Марина Дмитриевна   
22.03.2025 11:43

Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»Конспект познавательно-речевого открытого занятия для детей подготовительной к школе группе по нравственно-духовному развитию на тему «Имя каждому дано»

Направление: «Нравственно – духовное развитие»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Время проведения: март 2025г.

Место проведения: МБОУ ВМО «Федотовская средняя школа» (дошкольное отделение), группа «Непоседы»

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Иванникова Марина Дмитриевна

 

Скачать конспект

Цель: помощь детям в самопознании и самопринятии своего имени.

Образовательные задачи.

  1. Дать представление о разном звучании имени – кратком, полном, ласковом.
  2. Актуализировать знания детей о том, как раньше на Руси давали имена наши предки.
  3. Актуализировать знания детей о значениислов «имя», «отчество».
  4. Учить детей образовывать от своего имени полное имя и отчество.
  5. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй.
  6. Формировать основы культуры общения, социально-коммуникативные навыки.
  7. Закрепить понятие – бейджик, и навык изготовления бейджика своими руками.

Развивающие задачи.

  1. Развивать связную речь. Активизировать диалогическую речь.
  2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  3. Развивать умение пользоваться графическими знаками, схемами, ребусами.
  4. Развивать само- и взаимоконтроль.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени.
  2. Воспитывать желание работать самостоятельно и в команде.
  3. Воспитывать уважение к своему имени; дружелюбие по отношению к окружающим.

Предварительная работа: презентация «Что обозначает мое имя»,

Презентация «Как давали имена на Руси»

Презентация «Откуда пришли к нам фамилии», «Почему даётся отчество»

Беседа «Каких былинных героев мы знаем и почему им дали такме имена и прозвища»

Создание бейджиков для гостей в технике «скапбукинг» (все разные)

Создание альбома на кольцах «Тайна имени», созданного руками родителей (на каждого ребёнка создана отдельная страничка, можно рассматривать как весь альбом целиком, так и все странички по отдельности, также есть разделители по алфавиту имён)

Беседа с детьми «Почему нас (воспитателей) назвали Марина и Снежана» «Как бы назвали детей в древней Руси»

Просмотр мультфильмов с родителями дома «Дюймовочка», «Незнайка в цветочном городе», «Снегурочка», «Красная шапочка», «Золушка»

ЧХЛ те же (смотри названия мультфильмов), «Волшебник изумрудного города», «Пеппи — длинный чулок», «Айболит» «Крокодил Гена и Чубурашка», «Мальчик с пальчик».

Вспомнить всё о героях проекта прошлого года «Сказочная карта России» (3 Богатыря с рассматриванием картины Васнецова и герои былин, Колобок, Чебурашка)

Материал:

Бейджики гостям (заготовки) +фломастеры, заготовки для создания бейджиков для детей, презентация «Сказочная почта», ребус «имя», 4 конверта с заданиями (красный, синий, зелёный, белый), шаблоны шифра для гостей (для зашифровки своего имени), 1 большой шифр (демонстрационный), мяч, мольберт с магнитной доской, лепестки для ромашки (гостям, чтобы зашифровать своё имя),

Воспитатель: В начале нашего занятия, я предлагаю немного поиграть:

Приглашаю ребят встать в ряд, спиной к нашим гостям, а вам, дорогие гости, у кого в руках окажется игрушка, позвать (окликнуть) кого-то из детей, не зная, как их зовут. (2-3 человека), если ребёнок понял, что обращаются к нему, то поворачивается.

Проводится игра «Окликни меня»

Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель подводит к выводу, что трудно и позвать, но и трудно узнать себя, и не очень приятно, когда к тебе обращаются, например: мальчик, в синей футболке.

Воспитатель: Мы убедились, что без имён было бы очень трудно обходится? Да, имя у человека-это даже очень удобно для нас в общении друг с другом.

Нас не было – оно было.

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть.

Что это? (Ответы).

Правильно, это имя.

В народе говорят: «Не имя красит человека, а человек –имя». А в Японии мудрецы вещают: «Тигр бережёт свою шкуру, а человек – имя».

Воспитатель: Дорогие гости! Я предлагаю познакомиться и назвать свои имена

1, 2, 3…

Дети и взрослые произносят свои имена…

Воспитатель: Нет, так дело не пойдёт, нас слишком много…Надо, что-то придумать … Есть идеи?

Дети высказывают предположения!

Воспитатель: …Придумала! Я предлагаю написать свои имена, детский сад и увлечения на бейджиках, которые мы подготовили вместе с детьми в подарок о нашей встрече, а ребята, на своих бейджиках, в сердечках, напишут своё имя и выберет наклейку, которая поможет представить их без слов или расскажет о том, кем наши ребята станут, когда вырастут.

Дети дарят бейджики и фломастеры гостям. Здороваются, произносят своё имя (Здравствуйте, меня зовут…, очень приятно), садятся на места и выполняют задание.

Воспитатель: Я запуская песочные часы на 3 минуту.

Дети выполняют задание самостоятельно, кто из детей справился быстрее, может подойти к гостям и представиться, показав бейджик, например: Артём, я люблю футбол, Алёна, люблю читать, Софа – я, когда вырасту, стану воспитателем, и т.д.

Воспитатель подводит к выводу: Замечательно! Посмотрите друг на друга! Наше знакомство состоялось! Теперь мы знаем, как всех нас зовут, и чем увлекаемся. Ведь знакомые друг другу люди больше улыбаются и начинают общаться и дружить.

Ребята, присаживайтесь на стулья.

Может, кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Дети …

Воспитатель: Предлагаю проверить (подсказку). Смотрим на экран. Что перед вами ребус или кроссворд?

Дети: ребус

Воспитатель: Докажите, что это ребус, а не кроссворд?

Дети: (предполагаемые ответы детей) ребус — это зашифрованное слово с помощью букв, цифр, знаков, картинок.

Воспитатель: Если это ребус его нужно?

Дети: (предполагаемые ответы детей) расшифровать, разгадать.

Дети работают над расшифровкой ребуса.

(Зашифровано слово «ИМЯ»). См. Приложение 1.

Воспитатель: Ребята вы отгадали слово – имя. Как вы, думаете, что обозначает слово имя?

Дети: (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Имя – это то, что дано человеку на всю жизнь.

И тема нашего занятия «Имя каждому дано». Мы вспомним, как появились имена, как выбирали имя ребёнку в далёкие времена, что такое отчества и фамилии. Нас ждут интересные сюрпризы. Сегодня, на мою электронную почту пришло письмо, а на столе посылка с какими-то конвертами. Откроем письмо?

Здравствуйте, мои маленькие друзья. Пишу вам из страны сказок. Я приготовила для каждого из вас подарок, но получить его вы сможете, когда выполните все мои задания. Подпись (ребус Василиса) ИКТ

Воспитатель: Ребята, опять ребус. Разгадаем его? Это, наверное, первая подсказка.

Дети: Василиса (открывается имя)

Воспитатель: Интересно, какая Василиса могла нам приготовить? Из какой страны нам пришло письмо?

Дети: Сказочной

Воспитатель: Каких сказочных Василис мы знаем?

Дети: Прекрасная и Премудрая!

Воспитатель: Интересно, а вы можете сказать, почему их так назвали? Прекрасная – значит?

Дети: самая красивая

Воспитатель: Премудрая – значит?

Дети: Самая мудрая!

Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что иногда благодаря имени мы можем узнать о характере, внешности, особенностях человека.

Воспитатель: Премудрая или Прекрасная Василиса могла бы нам такие задачки задавать?

Дети: Василиса Премудрая

Открывается след. слайд

Воспитатель: Правильно! А вот и вторая задача:

На слайде зашифрованы имена детей в трёх таблицах. Дети делятся на компании согласно спискам (капитан команды выделен красным цветом).

Открывается след. слайд (три конверта)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы разделились на три компании. Интересно, а что в конвертах, откроем? ИКТ

Дети: Схемы.

Воспитатель: И что делать с этими схемами? (схемы групповой комнаты, где спрятаны задания)

Дети: (предполагаемые ответы детей) искать задания.

Воспитатель: Думайте, смотрите и задания ищите. См. Приложение 2.

Нашли. Это ваши задания. Рабочее место, для каждой команды вам поможет найти метка.

(Метка есть на конверте и на столах).

Воспитатель: Ваше время ограничено. У вас три минуты. (Показ песочных часов).

Дети выполняют задания. В это время, гостям раздать лепестки ромашки, на которых предложить написать своё имя в виде шифра (раздать шифр)

Воспитатель: Ваше время истекло. Проверим наши задания?

1 задание (1 команда): Как зовут сказочных героев и почему их так назвали.

(Дюймовочка, Колобок, Золушка, Красная шапочка, Незнайка, Чебурашка)

2 задание (2 команда): Как зовут былинных героев и почему их так назвали. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный)

3 задание (3 команда): Расшифруте имена (Злотовласка — девочка с золотыми волосами, Любомир – любит мир, Первак — мальчик первый в семье, Молчан – мальчик, который молчит, Марта – рождённая в марте))

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и след. задание (след. слайд)

Минутка отдыха игра «Найди свое место».

Дети под музыку ходят в разных направлениях по группе. Когда музыка прекращается, дети встают согласно схемам. См. Приложение 3.

После игры дети остаются стоять согласно последней схеме, в кругу. (след. слайд)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наши имена растут вместе с нами? Когда я была совсем маленькая меня называли Маришкой, в школе, меня называли Мариной, а когда я выросла меня стали называть близкие и друзья Мариной, а все знакомые и коллеги (люди с которыми я вместе работаю) Мариной Дмитриевной.

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. В русской культуре отчество дается от имени отца.

Ульяна, как зовут твоего папу? (Сергей). Значит, твое отчество – Сергеевна, Ульяна Сергеевна. Спросить пару человек.

Предлагаю и вам поиграть в такую игру «Как растут имена». Вначале произносите как вас называли, когда вы были малышами и будут называть друзья и коллеги. (Мяч передается по кругу. Я — начну: Маришка –Марина — Марина Дмитриевна, продолжит тот, кто стоит между … и …, далее по кругу передавая мяч.

Игра «Как растут имена»

Воспитатель: Вы все-таки еще дети, поэтому любите, когда вас называют нежно и ласково, но придет время, и вам будет приятно слышать свое большое взрослое имя.

Подвести к выводу, что людям приятнее, особенно детям, когда их называют ласково, а по имени и отчеству зовут, человека, которого уважают.

След. слайд (нотный стан)

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого имени есть своя песенка. Придумайте песенку своему имени, и пропойте нам ее.

Дети пропевают имя

Воспитатель: Узнаем, кто был самым внимательным: чьи имена похожи, песенка звучала одинаково?

Дети: предполагаемые ответы (по слогам, звукам, и тд.)

Воспитатель: У каких имён самая короткая и самая длинная песенка?

Дети: предполагаемые ответы…

Воспитатель: Ребята, представьте, если бы ваше имя можно было потрогать руками, каким бы оно было наощупь? (выслушиваю детей). А если бы ваше имя можно быть понюхать, то чем бы оно пахло? Если бы ваше имя можно было попробовать на вкус, каким бы был вкус? А если бы ваше имя было цветным, то какого цвета оно было бы?

Воспитатель: Дети, а вот и Василиса на экране с ещё одним заданием.

(Слайд:) Спасибо ребята, вы справились со всеми моими загадками. А теперь расположите, пожалуйста, свои бейджики – имена у трёх смайликов:

Весёлый – у тебя всё получилось и тебе было интересно

Задумчивый – у тебя какие-то задания вызвали затруднения

Грустный – тебе было трудно выполнять мои задания и тебе было не интересно.

Дети снимают бейджики и располагают у смайликов.

Обсуждение занятития. Что понравилось, что вызвало затруднения и.т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сюрприз на экране появился. (слайд) Интересно, что в нём. (слайд – сюрприз открылся, надпись…)

Досвидания, мои маленькие друзья. Пусть Ваше имя будет всегда звучать гордо, и Вы станете людьми с Большой буквы: добрыми воспитателями, отважными военными, знаменитыми учёными, архитекторами, спортсменами, врачами и т.д. И мы ещё не раз услышим ваши имена!

А подарок, ждёт Вас на кроватке у того мальчика, чьё имя начинается с той же буквы, как и моё. Василиса.

Дети: Вова, Вячеслав.

Воспитатель: Славик и Вова сходите в спальню, принесите нам сюрприз.

Дети приносят коробку, воспитатель с детьми её открывают и находят альбом. И Письмо: Наши любимые дочки и сыночки. Мы с любовью и заботой создали альбом, в котором для каждого из вас есть своя страничка. Мы хотим открыть тайну вашего имени, и поделиться секретами, как мы выбирали вам имена. Ваши папы и мамы.

Воспитатель с детьми показывают альбом гостям, рассматривают сами, читают 1 или 2 странички. Дать возможность посмотреть гостям, и разделить на странички для каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, пока вы выполняли задания от Василисы Премудрой, наши гости приготовили вам небольшой сюрприз: оставить память о себе и зашифровали свои имена на лепесточках ромашки, давайте, попробуем разгадать парочку, а остальные прочтём позднее и будем вспоминать наших гостей, читая их имена.

Дети с воспитателем разгадывают надпись с помощью шифра.

Открытый конец занятия, дети изучают страницы альбома и открывают для себя что-то новое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год