Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.
Нравственное воспитание
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна   
27.11.2021 08:32

Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.

Р.Т. Муратова г. Стерлитамак, Россия

Овладение нормами нравственного поведения осуществляется ребенком с первых дней его жизни с помощью взрослых – родителей и педагогов. Однако ребенок не представляет собой пассивный объект воспитательных влияний взрослых, механически запоминающий внушаемые ему правила поведения. Как субъект воспитания он активно, избирательно, в меру своих возможностей, способностей, знаний и опыта относится к внешним воздействиям.

Поэтому при относительно одинаковых условиях воспитания дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по темпам нравственного развития, по уровню воспитанности, осознанности нравственных проявлений. Только опираясь на собственную активность ребенка, воспитатели смогут добиться эффекта в своих педагогических воздействиях. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной, общении, которые постоянно соприкасаются и взаимодополняют друг друга.

 

Ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра. Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие и становление личной деятельности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. Дети старшего дошкольного возраста имеют представления о некоторых сторонах общественной жизни, о том, что хорошо и что плохо, о правдивости, честности, доброте, справедливости, но знания их разрозненны, не объединены в доступную им систему связей. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок проявляет смысл нравственных взаимоотношений между людьми, обогащает свой опыт совместными действиями и переживаниями, формирует определенное отношение к ним.

На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир моральных норм человеческого поведения. Нормы, заключенные в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребенка. Подчиняясь правилам игры, ребенок получает удовольствие.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей. В целях предотвращения появления и развития отрицательных нравственных качеств у детей дошкольного возраста, важно сформировать у них не только формы и способы поведения, но и внутренние побуждения вести себя соответствующим образом, т.е. нравственные мотивы поведения.

Основные задачи педагога по отношению ко всем детям заключаются в следующем: развивать и направлять игровую деятельность, активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли, помочь каждому дошкольнику войти в коллектив, установит хорошие отношения со сверстниками, следить за поведением и чувствами детей в игре, вызывать положительные эмоции и переживания. При таком руководстве происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления. В игре применяются и получают развитие моральные нормы, привычки поведения, воспитанные в жизни. И она является наиболее действенным средством формирования таких нравственных качеств, как смелость, организованность, аккуратность, честность и другие. В процессе нравственного воспитания у детей исключительно важная роль принадлежит эмпатии- доверительной, искренной, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для воспитателя.

Игровая деятельность в детском саду является отличной возможностью для создания повышающих эмоциональный интерес личности ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

  1. Ценностно-смысловой аспект содержания игры (для ребенка важна не сама игра для игры, а то, чем она выполнена, при этом ее содержание должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании);
  2. Сотрудничество детей и воспитателей (игра рассматривается не как мероприятие для занятия детей, а как организация совместного дела). Общение между воспитателем и ребенком должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает формирование способности видения «другого» с его положительными и отрицательными сторонами;
  3. Игра как особый вид деятельности, порождающий личностно значимое отношение дошкольника к тому, что он делает, и формирующий познавательный интерес к нравственным знаниям и поступкам.

Таким образом, педагогически верно организованное общение в ходе игры создает те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год