Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.
Нравственное воспитание
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна   
27.11.2021 08:32

Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.Нравственное воспитание старших дошкольников в игровой деятельности.

Р.Т. Муратова г. Стерлитамак, Россия

Овладение нормами нравственного поведения осуществляется ребенком с первых дней его жизни с помощью взрослых – родителей и педагогов. Однако ребенок не представляет собой пассивный объект воспитательных влияний взрослых, механически запоминающий внушаемые ему правила поведения. Как субъект воспитания он активно, избирательно, в меру своих возможностей, способностей, знаний и опыта относится к внешним воздействиям.

Поэтому при относительно одинаковых условиях воспитания дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по темпам нравственного развития, по уровню воспитанности, осознанности нравственных проявлений. Только опираясь на собственную активность ребенка, воспитатели смогут добиться эффекта в своих педагогических воздействиях. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной, общении, которые постоянно соприкасаются и взаимодополняют друг друга.

 

Ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра. Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие и становление личной деятельности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. Дети старшего дошкольного возраста имеют представления о некоторых сторонах общественной жизни, о том, что хорошо и что плохо, о правдивости, честности, доброте, справедливости, но знания их разрозненны, не объединены в доступную им систему связей. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок проявляет смысл нравственных взаимоотношений между людьми, обогащает свой опыт совместными действиями и переживаниями, формирует определенное отношение к ним.

На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир моральных норм человеческого поведения. Нормы, заключенные в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребенка. Подчиняясь правилам игры, ребенок получает удовольствие.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей. В целях предотвращения появления и развития отрицательных нравственных качеств у детей дошкольного возраста, важно сформировать у них не только формы и способы поведения, но и внутренние побуждения вести себя соответствующим образом, т.е. нравственные мотивы поведения.

Основные задачи педагога по отношению ко всем детям заключаются в следующем: развивать и направлять игровую деятельность, активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли, помочь каждому дошкольнику войти в коллектив, установит хорошие отношения со сверстниками, следить за поведением и чувствами детей в игре, вызывать положительные эмоции и переживания. При таком руководстве происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления. В игре применяются и получают развитие моральные нормы, привычки поведения, воспитанные в жизни. И она является наиболее действенным средством формирования таких нравственных качеств, как смелость, организованность, аккуратность, честность и другие. В процессе нравственного воспитания у детей исключительно важная роль принадлежит эмпатии- доверительной, искренной, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для воспитателя.

Игровая деятельность в детском саду является отличной возможностью для создания повышающих эмоциональный интерес личности ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

  1. Ценностно-смысловой аспект содержания игры (для ребенка важна не сама игра для игры, а то, чем она выполнена, при этом ее содержание должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании);
  2. Сотрудничество детей и воспитателей (игра рассматривается не как мероприятие для занятия детей, а как организация совместного дела). Общение между воспитателем и ребенком должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает формирование способности видения «другого» с его положительными и отрицательными сторонами;
  3. Игра как особый вид деятельности, порождающий личностно значимое отношение дошкольника к тому, что он делает, и формирующий познавательный интерес к нравственным знаниям и поступкам.

Таким образом, педагогически верно организованное общение в ходе игры создает те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год