Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Нравственное воспитаение
Автор: Марина Мирошник   
25.09.2014 11:58

Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возрастаВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к городу, к родной стране. Ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно - ­патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребенок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Эти знания помогут в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре народов.
Поэтому нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ
ДЕТСКИЙ САД
РОДНАЯ УЛИЦА
РОДНОЙ ГОРОД
СТРАНА, СИМВОЛИКА, СТОЛИЦА
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, КОНСТИТУЦИЯ
Конечно, данная система не отражает всей полноты работы, включающей воспитание у детей любви к природе, уважение к людям труда и т. д. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме.
Задача воспитателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель прежде всего должен сам хорошо его знать.
По проблеме « Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» я работаю
несколько лет.
Важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Основные задачи, которые мы вместе с родителями, ставим перед собой:
1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, краем.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину
3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Расширять представление детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края и города.
5. сформировать представления о том, чем славен родной край.
6. Воспитание здорового образа жизни.
7. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых
8. Воспитание уважения к национальной самобытности и традиционным ценностям.
Содержание работы строится на принципах:
- регионализация нравственно-патриотического воспитания
применение регионального подхода к обучению позволяет усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
-доступность
Принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объёма материала уровнем развития детей.
- непрерывность
сформировать устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. -целостность
формирование целостного понимания современной проблемы нравственно ­патриотического воспитания. Принцип служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
-научность
на основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные идеи.
-системность
реализация в процессе взаимосвязанного формирования представлений в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
-стимулирование активности
важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребёнка в разных видах деятельности.
-культуросообразности
принцип выстраивает последовательное усвоение национально-культурных, традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Механизмы реализации задач на примере раздела программы «Мой родной край»

Задачи

Механизм реализации

Формы работы

образовательные

Изучение уровня знаний, умений, навыков познавательного, социально-нравственного развития детей. Определение основных направлений и содержания работы.

Систематические подгрупповые и групповые занятия, экскурсии, проектирование, беседы.

Мониторинг, анкетирование.

Создание необходимой учебно-методической базы. Консультации, практикумы, тренинги, семинары с родителями. Взаимодействие с библиотекой, архивом, СОШ

воспитательные

Внедрение системы занятий по воспитанию любви к родному городу, краю.

Проведение комплексных, интегрированных занятий по ФГОС

Организация кружковой работы по краеведению.

Оформление уголков родного края. Оформление родительской газеты «История и современность города Россошь». Создание наглядной агитации как в ДОУ , так и на группах.

оздоровительные

Изучение физического развития и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Создание здорового микроклимата на основе взаимосвязи природных и социальных факторов.

Совместные с родителями экскурсии по экологической тропе, походы на речку Чёрная Калитва.

Организация музыкально-спортивных праздников.

я считаю, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, но и «живые» наглядные предметы и материалы. В этом деле, конечно же, неоценима помощь родителей воспитанников.
Прикосновение к документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Эта работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, так как во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Свою работу я строю так, чтобы все родители помогали в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных культурных и трудовых традиций. Взаимодействие ДОУ и семьи может проводиться в разных формах. Уделяю большое внимание совместным с родителями экскурсиям в учреждения нашего города, на предприятия, а так же к историческим памятникам, организации на основе увиденного выставок.
Огромное значение имеют развлечения, такие как «Вместе с папой», народные игры и т.д. Хорошо когда занятия включают в себя и какие-либо работы фольклорного жанра (разрисовка глиняных изделий) . Всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год