Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ЭЛАСТОБЛАСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Занятия по Музыке
Автор: Каргина Виталина Валериевна Кыдыякова Валентина Сергеевна   
20.11.2025 22:47

ЭЛАСТОБЛАСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.ЭЛАСТОБЛАСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В.В. Каргина, В.С. Кыдыякова МБДОУ МО г.Краснодар «Центр-детский сад 173», г.Краснодар, Россия.

Аннотация. В статье рассматривается инновационная методика «Эластобласт» (эластичная резинка) как эффективный инструмент музыкального и физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Представлены теоретические основы технологии, её педагогические возможности, структура занятий и практические приёмы применения в работе музыкального руководителя и воспитателя. Обоснована интегративная природа методики, объединяющей музыкальное, физическое и социально эмоциональное развитие детей. Актуальность исследования обусловлена потребностью в инновационных, игровых методах обучения, позволяющих гармонично сочетать музыкальное и физическое развитие дошкольниковв соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

Ключевые слова: Эластобласт, музыкально ритмическое воспитание, дошкольники, физическое развитие, инновационные методики, ДОУ.

В условиях реализации ФГОС ДОособую актуальность приобретает поиск интегративных методик, позволяющих комплексно решать задачи музыкального и физического развития дошкольников.

Современное дошкольное образование требует внедрения инновационных методик, обеспечивающих интеграцию различных видов детской деятельности. Методика «Эластобласт» (от англ. *elast* — эластичный, *blast* — импульс, взрыв) представляет собой систему музыкально двигательных игр с использованием эластичных лент, способствующих комплексному развитию ребёнка.

Цель данной статьи — раскрыть педагогический потенциал методики «Эластобласт» в работе музыкального руководителя и воспитателя и предложить практические рекомендации по её внедрению.

Методика «Эластобласт» разработана американским педагогом хореографом Кимберли Дай.

Её концептуальная основа базируется на:

1)принципах кинестетического обучения (обучение через движение);

2) теории мультисенсорного восприятия (вовлечение зрительных, слуховых, тактильных анализаторов);

3)идеях ритмического воспитания Э. Жака Далькроза.

Сущность методики заключается в использовании эластичных резинок разной длины, ширины и плотности как инструмента для:

  1. развития чувства ритма;
  2. формирования координации движений;
  3. совершенствования музыкально двигательной выразительности;
  4. развития пространственного мышления.

Педагогический потенциал «Эластобласта» охватывает:

  1. развитие чувства ритма и музыкального слуха;
  2. совершенствование координации и моторики;
  3. формирование пространственных представлений;
  4. стимуляцию творческой импровизации;
  5. социализацию через совместные действия.

Организационно методические аспекты.

Используется эластичная лента длиной 10м (в нерастянутом виде), сшитая из сегментов разной фактуры и цвета. Варианты:

  1. индивидуальные мини ленты (1, 5-2м);
  2. круговая лента для групповых игр;
  3. ленты с петлями для ног (для имитации игры «Резиночки»).

Формы организации:

  1. Фронтальные занятия — коллективные игры в кругу.
  2. Подгрупповые упражнения— мини команды по 3-5 детей.
  3. Индивидуальные задания — работа с мини лентами.
  4. Интегрированные мероприятия — праздники, досуги с родителями.

Этапы освоения:

1. Ознакомительный (3-4 занятия):

  • исследование свойств ленты (растяжение, скручивание);
  • простые манипуляции под музыку.

2. Базовый (5-6 занятий):

  • синхронизация движений с ритмом;
  • освоение базовых фигур (круг, волна, спираль).

3. Творческий (от 7 занятий):

  • импровизация с лентой;
  • сочинение танцевальных комбинаций.

Практические приёмы применения:

  1. Ритмические упражнения: «Эхо» — педагог задаёт ритмический рисунок хлопками, дети повторяют натяжением/отпусканием ленты; «Ритмические цепочки» — поочерёдное выполнение движений (2 такта — подъём ленты, 2 такта — опускание).
  2. Танцевально двигательные композиции: «Волны» — плавные движения лентой в соответствии с мелодической линией; «Цветовые перестроения» — смена мест по сигналу (цвет сектора ленты соответствует карточке у педагога).
  3. Игры на взаимодействие: «Общий круг» — синхронное растяжение/сжатие ленты под музыку; «Поезд» — движение «змейкой» с удержанием ленты, где первый ребёнок-машинист.
  4. Творческие задания: «Рисуем музыку» — изображение лентой траекторий, соответствующих характеру произведения (резкие — для марша, плавные — для вальса); «Сказочный образ» —создание фигур (цветок, солнце, змея) под тематическую музыку.
  5. Подвижные игры: «Импровизация» —круг трансформируется в различные фигуры; «Ворона и воробьи» — дети встают в круг, лента на полу — это лужа, запрыгивают и выпрыгивают, а водящий в центре круга (ворона) пытается их осалить.

Дидактические эффекты:

  1. Музыкально ритмическое развитие: точность воспроизведения ритма; различение темпа и динамики.
  2. Двигательное совершенствование: координация «глаз—рука—тело»; развитие мелкой моторики (захваты, скручивания).
  3. Социально коммуникативные навыки: умение действовать в команде; соблюдение очерёдности.

Применение «Эластобласта» позволяет решать следующие задачи:

1. Музыкальные:

  • развитие чувства метра и ритма;
  • формирование навыков синхронного движения под музыку;
  • освоение динамических оттенков через силу натяжения резинки;
  • развитие музыкальной памяти и внимания.

2. Физические:

  • укрепление мышечного корсета;
  • развитие гибкости и пластики;
  • совершенствование координации и равновесия;
  • профилактика нарушений осанки.

3. Социально эмоциональные:

  • формирование навыков взаимодействия в паре/группе;
  • развитие эмпатии и взаимопомощи;
  • повышение самооценки через успешное выполнение заданий.

Структура и содержание занятий.

Занятия с использованием «Эластобласта» строятся по принципу постепенного усложнения и включают следующие этапы:

  1. Подготовительный (знакомство с резинкой, освоение базовых приёмов натяжения).
  2. Базовый (выполнение простых движений под музыку: шаги, прыжки, повороты).
  3. Творческий (импровизация, сочинение танцевальных комбинаций).
  4. Итоговый (презентация результатов в форме мини концерта).

Типовая структура занятия (25–30 мин для старшей группы):

  1. Вводная часть (5 мин): приветствие, разминка, знакомство с резинкой.
  2. Основная часть (15–20 мин): упражнения с резинкой под музыку, игровые задания.
  3. Заключительная часть (5 мин): рефлексия, релаксация.

Практические приёмы применения:

  1. Ритмические упражнения.
  2. Танцевальные комбинации.
  3. Игровые формы.

Методические рекомендации:

  1. Подбор резинок по возрасту: младшая группа — широкие, мягкие резинки (3–5см); средняя группа — резинки средней упругости (2–3см); старшая/подготовительная — узкие, плотные резинки (1–2см).
  2. Требования к безопасности: проверка целостности резинок перед занятием; контроль силы натяжения; соблюдение дистанции между детьми.
  3. Принципы подбора музыкального материала: чёткий метроритмический рисунок; разнообразие темпов и характеров; соответствие возрастным интересам.

Заключение.

Методика «Эластобласт» демонстрирует высокий потенциал в работе музыкального руководителя и воспитателя ДОУ как средство: интеграции музыкального и физического развития; повышения мотивации дошкольников к музыкально ритмической деятельности; формирования навыков сотрудничества и коммуникации. Перспективы дальнейшего изучения связаны с адаптацией методики для детей с ОВЗ и разработкой авторских программ музыкально ритмического воспитания на её основе.

Литература.

1. Дай К. Эластобласт: руководство по использованию эластичных лент в детском творчестве. — Нью Йорк, 2018.

3. Начинкина А. А. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 5.

3. ФГОС ДО: требования к структуре основной образовательной программы. — М.: Просвещение, 2023.

4. Жак Далькроз Э. Ритм. — М.: Классика XXI, 2021.

5. Никулёнок Е. В. Инновационные методы музыкально ритмического воспитания в ДОУ: методическое пособие. — Екатеринбург, 2023.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 43 (405) выйдет
22 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год