Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально — ритмической деятельности»
Занятия по Музыке
Автор: Сорокина Ксения Сергеевна Роговец Виктория Петровна Дмитрюк Наталья владимировна Кобякова Виктория Владимировна   
24.11.2025 15:34

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально — ритмической деятельности»«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально — ритмической деятельности»

Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально- ритмическая деятельность, которая является одним из основных видов музыкальной деятельности в детском саду. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и передавать содержание музыки в движении.

Актуальность: Согласно исследованиям, современные дети двигаются в два раза меньше, чем предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия у дошкольников) приводит к ухудшению здоровья, снижению физической работоспособности, нарушению осанки, плоскостопию и другим проблемам. Музыкально-ритмическая деятельность помогает компенсировать этот дефицит, сочетая физическую активность с музыкальным сопровождением, способствуя комплексному развитию ребенка. Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания упражнения, игр, плясок, хороводов.

 

Новизна заключается в нескольких ключевых аспектах, связанных с современными подходами, технологиями и пониманием взаимосвязи между движением, музыкой и развитием ребёнка.

В своей работе использую современные технологии:

Интеграция инновационных технологий. В последние годы активно внедряются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в музыкально-ритмическую деятельность. Использование видеороликов, интерактивных панелей и мультимедийных материалов помогает детям точнее выполнять движения, развивает внимание и мотивацию. Например Танец Снеговиков с использованием мультимедии.

Применение современных методик и подходов:

Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.

Ритм декламация — сочетание музыки и поэзии, где текст ритмично декламируется. Развивает чувство ритма, артикуляцию и помогает заучивать стихи.

«Игротанец»

Цель. Развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов

Раз, два, три, четыре,
Лучше всех танцуем в мире.
Все, друзья, к нам в круг вставайте
И движенья повторяйте!

Мы шагаем все вперед,
С приседаньем поворот.
«Рыбкой» руки мы сложили,
По морю синему поплыли.

А теперь волна вперед,
На носочках поворот.
Руки вверх потянем,
С неба звездочку достанем.

Теперь партнеру впереди
На плечи руки положи.
Танец танцуем что надо,
Пусть это будет ламбада

Использование игровых форм и сюжетных заданий. Игровые технологии (например, «Хор рук», игры-путешествия) делают занятия увлекательными, снижают тревожность и способствуют лучшему усвоению материала.

Такие методы помогают детям легче воспринимать и воспроизводить музыкальные образы через движение.

Цель: Создать условия для эффективного развития двигательной активности дошкольников посредством музыкально ритмической деятельности, обеспечив тем самым гармоничное физическое, эмоциональное и творческое становление личности.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить детей музыкально ритмическим движениям (основным элементам танцев, хороводов, игр).
  • Сформировать умение слушать музыку, определять её настроение, характер, темп, ритм и передавать их через движения.
  • Развить навыки ориентирования в пространстве (перестроения, смена направлений, взаимодействие с партнёрами).
  • Научить правильной постановке корпуса, рук, ног и головы во время движений.
  • Познакомить с разными музыкальными жанрами (марш, песня, танец) и видами ритмической деятельности (игра, пляска, упражнение).
  • Обучить различению базовых музыкальных понятий: высокие/низкие звуки, быстрый/медленный темп, громкая/тихая динамика.
  • Сформировать культуру движения: пластичность, выразительность.

Воспитательные:

  • Воспитать активность, инициативность и самостоятельность в двигательной деятельности.
  • Развивать коммуникативные навыки: умение взаимодействовать в паре и группе, соблюдать очередность.
  • Формировать нравственно эстетические отношения между детьми и взрослыми (вежливость, доброжелательность, взаимопомощь).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке и способность сопереживать музыкальным образам.

Развивающие:

  • Развивать музыкально художественный вкус и эмоциональную восприимчивость к музыке.
  • Стимулировать творческое воображение и фантазию (придумывание «своей» пляски, игрового образа).
  • Совершенствовать двигательные качества: координацию, ловкость, гибкость, чувство равновесия.
  • Развивать двигательную память и способность к запоминанию последовательностей движений.
  • Укреплять мышечный корсет и способствовать формированию правильной осанки.
  • Развивать внимание, волю, память и мышление в процессе освоения ритмических композиций.
  • Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений рук и пальцев (в пальчиковых играх, упражнениях с предметами).
  • Развивать способность к импровизации в движении, выражении эмоций через мимику и пантомимику.
  • Тренировать подвижность нервных процессов (быстроту реакции на смену музыки, сигналов).
  • Расширять двигательные возможности и повышать культуру движений.
  • Способствовать развитию слухового и зрительного восприятия в единстве с двигательной активностью.

Основные методы и формы моей работы

Музыкально-ритмические упражнения.

Включают подготовительные и самостоятельные упражнения. Подготовительные помогают освоить отдельные виды движений: подскоки, галоп, пружинку, хлопки, притопывания. Самостоятельные упражнения — это законченные композиции, где дети творчески выражают себя через движение.

Танцы, пляски, хороводы.

Используются элементы народных, бальных и современных танцев. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, передавать образы (например, снежинки, зайчики, мишки). Свободные пляски и хороводы позволяют детям импровизировать.

Музыкальные игры.

Делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы, инсценировки). В сюжетных играх (например, «Зайцы и лиса») дети передают образы персонажей, а в несюжетных — реагируют на изменения в музыке (темп, динамику). (например «Зайцы и медведь»)

Ритмо-речевые упражнения.

Сочетают движение с проговариванием текстов, что развивает координацию речи и движения, а также чувство ритма. Например «Мы ногами топ топ»

Использование пособий и атрибутов

Например, «музыкальный кубик» с изображениями животных или схем построений. Дети бросают кубик и выполняют движения, соответствующие выпавшему изображению, под музыку

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми. Например «Сапожки».

Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, творческих способностей, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Важно создавать позитивную атмосферу, поощрять инициативу детей и адаптировать задания под их возможности.

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: Просвещение, 1989. 270 с. 6. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд. АПН СФСР. 1958; Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1968. 364 с.
  2. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. 276 с.
  3. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия 2007. 320 с.
  4. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: учеб. пособие // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2003. 305 с. 53
  5. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. 1. М. 1985. 160 с. 6. Ильина Г. И. Особенности развития музыкального ритма у детей. Журнал. "Вопросы психологии" N1. 1966. 130 с.
  6. Казанкина М. Г. Нравственное воспитание личности дошкольника в коллективе: учебник для вузов / М. Г. Казанкина. — М.: Аспект Пресс, 2007. 53 с.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
  8. Кличук А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного
  9. Когут А.Н. Использование возможностей музыкально – ритмического воспитания в развитии коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год