Применение музыкотерапии в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья |
Занятия по Музыке | |
Автор: Любащенко Ирина Александровна | |
02.09.2025 11:46 | |
Организация досуговой деятельности с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья во многом зависит от знания их психофизиологических особенностей и от тех возможностей, которые заложены в каждом воспитаннике. Педагогу важно правильно воспринять каждого ребенка, понять его мироощущение, потребности, желания. Чем живет воспитанник, как реализовать его внутренний потенциал, возможности с целью дальнейшей социализации. Данные задачи педагог решает с осознанием особенностей детей и с пониманием того, что каждый ребенок неповторим и только комплексный подход поможет разрешить данные задачи. Организуя индивидуальную или групповую деятельность, необходимо помнить о психофизиологических особенностях детей с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья. В данных случаях это может Быть:
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
Западные ученые, исследуя влияние музыки на организм человека, пришли к выводам:
Организуя предметно-развивающую среду при проведении занятий с использованием музыкотерапии важно соблюдать следующие правила:
Наиболее распространена рецептивная музыкотерапия, когда воспитаннику предлагается прослушать ту мелодию, которая соответствует его психоэмоциональному состоянию. Ребенок может сам показать диск с записями, принести пульт. Как правило, данная форма музыкотерапии переходит в активную, либо в интегративную. При использовании активных методов педагог демонстрирует звучание простейших музыкальных инструментов, предлагает их ребенку. Во время озвучивания возможны демонстрации имитационных движений, напевание песенок, произношение звуков. Интегративная музыкотерапия задействует различные виды искусства, творчества, подвижные игры, при этом происходит постоянная смена видов деятельности ребенка. Интересными для воспитанников стали межгрупповые мероприятия с использованием музыкального видеоматериала, с включением продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, аппликации. Совместными усилиями создается продукт-результат творчества детей и взрослых, что вызывает положительный эмоциональный настрой. Примером организации досуговой деятельности стало проведение межгруппового мероприятия в рамках работы творческой группы «Калейдоскоп улыбок» с элементами музыкотерапии. На экране демонстрировался музыкальный видеоматериал на тему «Весна», читался текст, по ходу выполнялись определенные действия детьми в сопровождении взрослых. Межгрупповое комплексное мероприятие «Весенняя симфония» Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных умений, представлений о сезонных изменениях в процессе просмотра музыкального видеоматериала. Материалы и оборудование: видеоматериал, техническая система для его воспроизведения, веера, зонты, полотна из легкой ткани, пульверизаторы с водой, мольберты, кисти для рисования, гуашь, салфетки. Ход занятия Пришла весна. Солнце стало пригревать еще теплее. Появились первые проталины. А на проталинах — первые подснежники. Тает снег, чтоб дать дорогу сочной травке молодой. Это Зимушка до срока так прощается с тобой. Весело зажурчали ручейки. Ребята, давайте в "Ручеек" поиграем (старшие воспитанники и взрослые становятся в 2 колонны, образуя "ручеек", взрослые с колясками проходят между 2-мя колоннами). Вот и кончился мороз, солнце светит весело, а сосулька длинный нос под окном повесила. Почему она грустна? Приближается Весна! Ребята, покажите, как капают сосульки (пальчиками имитируют капель). Подул весенний ветерок, закачались деревья... (взрослые выполняют действия веерами перед воспитанниками, этим самым создают ощущение ветра). Плывут по небу облака, скользят бесшумно над землею. Течет небесная река, сливаясь с дымкой голубою (взрослые проносят над детьми легкие покрывала, имитируют движения облаков). Грозовые облака растопырили бока, все пространство захватили, дождевой водой залили (взрослые из пульверизатора разбрызгивают воду, водой смачивают ручки воспитанников в колясках). Когда начинается сильный дождь, мы прячемся под зонтики (взрослые раскрывают зонтики, держат их над детьми). Дождик прекратился, выглянуло солнышко, природа ожила... Прилетели птицы. Они рады приходу Весны. Весна раскрасила природу в яркие цвета. Все рады теплому солнышку: и растения, и птицы, и дети, и взрослые. Давайте заведем радостный весенний хоровод (формируют 2круга: внешний и внутренний, выполняют движения по показу). Весна наполнила природу яркими красками. Мы наблюдали таяние снега, цветение подснежников. Чтобы создать хорошее весеннее настроение мы с вами нарисуем первые весенние цветы — подснежники. Молодцы, какие замечательные работы у нас получились! Пришла пора прощаться. Но Весна еще не закончилась. Мы с нетерпением будем ждать нового увлекательного путешествия. Доброй Вам Весны, друзья! В результате применения музыкотерапии в коррекционной работе улучшился общий эмоциональный фон, познавательные, коммуникативные качества воспитанников (на уровне невербального общения). Итак, музыкотерапия способна решать многие коррекционно-педагогические задачи:
Список использованных источников
|