Музыкальное развлечение как одна из форм инклюзивного образования социализации детей в условиях детского сада. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Силова Елена Владимировна Дарьина Валентина Андреевна Кочеткова Клавдия Анатольевна Смирнова Анна Васильевна | |||
24.11.2024 08:15 | |||
Музыкальное развлечение как одна из форм инклюзивного образования социализации детей в условиях детского сада. Основной задачей всей системы коррекционной работы является социальная интеграция. Она понимается как конечная цель специального обучения. Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в основном, пассивны, не удерживают внимание, у них не сформированы регуляторные механизмы. С большим трудом формируется опыт. В процессе социального развития выделяют базовые концентра, значимые для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». В связи с тем, что развитие носит цикличный характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но качественно новом уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой жизненный опыт, знания и умения, воспитательный процесс должен быть направлен на проработку ситуаций социализации. Данные навыки стимулируют коммуникативную деятельность, что очень важно при социализации в общество сверстников.
Наш детский сад «Рябинка» в г.Белебей работает в бессрочном проекте «Мы-разные! Мы – равные!» В рамках данного проекта проводятся разные мероприятия: занятия, досуги, музыкальные и спортивные развлечения и праздники, совместные прогулки. Участниками этих мероприятий являются воспитанники и педагоги дефектологической и общеобразовательных групп, а также узкие специалисты. В нашем коллективе реализуется принцип взаимодействия всех специалистов и практикуется взаимопроникновение коррекционных задач в занятиях и упражнениях, что в свою очередь дает очевидный эффект в достижении нашей цели — социализации детей со сложной структурой дефекта. Одним из ярких инклюзивных мероприятий стало совместное музыкальное развлечениедля детей со сложной структурой дефекта и детей средней общеобразовательной групп «Путешествие Огурчика и его друзей». Оно было проведено в рамках обмена опытом для специалистов всего города, которые работают с детьми с особенными возможностями. Сюжет инклюзивного развлечения – обыгрывание на новый лад русской народной потешки «Огуречик, огуречик…» Ведущими мероприятия стали учитель-дефектолог и воспитанник дефектологической группы Матвей Е. Главный герой развлечения – Огуречик- отправился искать друзей, ведь с друзьями трудности преодолеваются легко. Путешествуя, Огуречик встречал новых друзей – это овощи с грядки (здесь Огуречикподружился с овощами, все вместе станцевали хоровод «Урожайный» и играли в пальчиковую игру «Замок на калитке»); грибочки на лесной полянке (где дети исполнили веселый танец в парах «Дружные грибочки» и провели подвижную игру «Ты грибок, ты, грибок, полезай –ка в кузовок»). Вот подул осенний ветер и в руках ребят оказались листочки. Они оказались волшебными, и предложили Огурчику подружиться (парный танец «Волшебные листочки»). А вот Мышке, которая не умела дружить, все ребята и Огурчик объяснили, что «Нет друга, так ищи, а нашел – береги!» Настоящей кульминацией развлечения стал коммуникативный танец «Ты – мой друг, я – твой друг!» В нем дети прочувствовали, проиграли искренне взаимодействие со своими сверстниками, установили полный эмоциональный контакт. Смена декораций по сюжету, своевременно меняющиеся виды деятельности, позитивный настрой ведущих, установление доброжелательного климата и плавное развитие сюжета с кульминацией в конце стимулировало умение выражать эмоции через предложенные обстоятельства, закреплять мимику у детей с ОВЗ. Навыки, приобретаемые детьми в таких мероприятиях, стимулируют коммуникативную деятельность детей со сложной структурой дефекта, что очень важно при социализации их в общество сверстников. Дети тесно взаимодействовали в течении всего мероприятия. Цель инклюзивного музыкального развлечения — воспитание толерантного отношения к детям ограниченных возможностей — была достигнута. Таким образом, целенаправленная инклюзивная работа педагогов нашего детского сада позволяет детям с ОВЗ получить равные возможности со сверстниками по социализации в общество, а у детей общеобразовательных групп воспитывает сердечность, доброжелательность и отзывчивость. Дарьина В.А. – музыкальный руководитель; Силова Е.В. – учитель-дефектолог; Кочеткова К.А. – воспитатель; Смиронова А.В. – воспитатель.
|