Игровые технологии как ресурс развития музыкально-ритмических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. |
Занятия по Музыке | |
Автор: Алексинская Инна Александровна | |
21.11.2024 19:07 | |
Игровые технологии как ресурс развития музыкально-ритмических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. «Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». Фридрих Ницше Многие педагоги, музыкальные руководители, хореографы понимают, что очень важно именно в детстве прививать ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, владеющий своим телом, умеющий танцевать, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, красоту мироздания. Его личность развивается разносторонне. Применение игровых технологий создаёт полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений, изменяяэмоциональное состояние детей, отношение к новой информации или процессу обучения, в том числе и в музыкально-ритмической деятельности. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
А игровая сказка является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи посредством игры. Это обусловило появление «Танцевальных сказок». В их основе лежит ТРИЕДИНСТВО воздействия взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. В результате этого синтеза создаётся система, обладающая новыми качествами и усиливающая влияние на развитие ребёнка. Использование этой ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРИАДЫспособствует гармоничному развитию ребёнка, его физических качеств, т.е. формированию базы эстетических движений тела и его частей, музыкальных способностей, интереса к миру художественной литературы. Танцевальные сказки – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность таких игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера в музыкальной деятельности, отмечается эмоциональный подъём. С приобретением педагогического опыта пришло понимание, что у нас нет продуманного плана обучения основным музыкально-ритмическим, танцевальным движениям. Многие музыкальные руководители, овладев навыками танцевальных движений, с трудом себе представляют, каким образом обучить детей этим танцевальным движениям. Существуют методические издания с их описанием, но, к сожалению, в них не предлагается системная последовательность разучивания, отличающая задачу овладения танцевальными шагами «от простых к более сложным». Поэтому педагоги руководствуются в своей работе смутными представлениями как надо учить ребёнка танцевальным движениям. «Делайте так, как я показываю!» У детей развито подражание и они повторяют то, что видят. При этом задействуются колоссальные мозговые процессы. Но не все дети могут с лёгкостью, так называемо, «зеркалить». В основе «Танцевальной сказки» обязательно лежит либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению. Сказка «Теремок» помогает детям младшего возраста освоить исходное положение, характеризующееся как осанка и являющееся «апломбом» в танце, показательной для выразительного движения. Речь об освоении такой позиции вести сложно в силу того, что нет понимания, как это делать. А ведь это основной элемент двигательной культуры, позволяющей передать свои чувства с помощью красивых жестов, движений, поз без лишнего напряжения. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения. Ещё одна сказка помогает детям освоить подскок. Это сказка «О том, как воробей цаплю скакать учил». В нейповествуется о том, как «жила была на болоте цапля, и встретился ей воробей». Очень понравилось цапле, как скачет воробей и попросила она его научить и её скакать. Дети в процессе выполнения образных движений, без усилий, не форсируя, осваивают весь необходимый набор элементов в течении нескольких занятий и научаются выполнять подскок. Поскольку элементы выполняются сначала под медленную музыку, а со временем звучат композиции более быстрого темпа, дети практически все осваивают это непростое движение. Хотелось совместить этюдное танцевание, как образно-творческое понятие, и выполнение упражнений, нацеленных на разучивание танцевальных движений. Ребёнок с самого начала, с азов привыкает думать не только о качестве разучиваемого элемента, но и его характере, начиная с микроуровня – уровня элементов танцевальных движений. В этот момент закладывается понимание, что во время танцев как инструмент используется и жест, и мимика, и взгляд, и сама техника исполнения. В исполнении одних и тех же танцевальных движений неплохо было бы предлагать музыку различных характеристик. Таким образом проводятся игры-этюды «Теремок», «Колобок», «Снеговик и солнышко», где выполняются различные притопы. Различные кружения выполняют не дети, а «самолёты» и «бабочки». Упражнения типа: «Гномы и великаны», «Весёлые ножки», «Избушка на курьих ножках» позволяют проводить серию занятий, имеющих сюжет в развитии: этюды-сказки, которые очень нравятся детям. Детьми осваиваются движения, чтобы кого-то или что-то изобразить. Поклоны сначала разучиваются, кивая, как “цветочки колокольчики” в младшем возрасте, как “бабочки” у девочек в среднем возрасте и как “дятлы” у мальчиков, формируя устойчивые навыки в технике исполнения определённых способов движений, усложняя их на новом уровне каждой возрастной ступени. Всё это позволяет развиваться детям успешно. Музыкально-ритмические движения всегда являются предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В процессе их освоенияигровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности. В этом случае поможет вариант сказок с «Танцевальными дорожками» по которым надо пройти к кому-нибудь из зверей или сказочному персонажу. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту- вот так", не всегда успешно. Использование же так называемых “Танцевальных дорожек” улучшает результаты освоения танцевальных шагов. Знакомство с ними происходит на занятиях в музыкальном зале. В группе в самостоятельной деятельности дети могут совершенствовать свои навыки в игре с дорожками шагов, где схемами-следами: исходное положение, начало движения с правой ноги, помеченное красным цветом, и схема движения. Так осваиваются переменный шаг, шаг с притопом, шаг с припаданием и приставной шаг, которые позже трансформируются в более сложные варианты танцевальных шагов. Следующий цикл сказок – это сказки о «Непоседе-Кузьме и его весёлых помощниках». Здесь речь идёт о весёлом кузнеце Кузьме. В старшем возрасте дети с радостью встречают этот образ на празднике Кузьминки, который проводится в нашем детском саду. У Кузьмы есть весёлый Дружочек-Молоточек, который умеет стучать, строить-чинить. Изображаяпостукивание «молотка», дети учатся выполнять разнообразные притопы (на всю ступню, носком, пяткой (выставление ноги на пятку) с поворотом, согнув колено). Выполнение притопов становится многофункциональным. В зависимости от динамики звучания музыки можно использовать эти притопы, приписав их образам разных животных в сказке «Теремок». «Братцы-Ножницы» помогают вырезать разные формы, что помогает детям освоить ориентировку в пространстве и красиво научиться выполнять движения хороводного шага. «Подружка-Пружинка», как образ близкий «Фиксикам», помогает чинить разные механизмы и осваивать танцевальное движение, приходить на помощь Дружочку-Молоточку. Игровой «стрейчинг» –лежит в основе ещё одного вида сказок. Стрейчинг (растяжка) — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения «стрейчинга» направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Детьми осваиваются движения, чтобы кого-то или что-то изобразить. Поклоны, используемые в танцах, сначала разучиваются, кивая как «цветочки колокольчики» в младшем возрасте; как «бабочки» у девочек в среднем возрасте и как «дятлы» у мальчиков, формируя устойчивые навыки в технике исполнения определённых способов движений, усложняя их на новом уровне каждой возрастной ступени. Благодаря «стретчингу» увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Встреча с «Танцевальной палитрой»» помогает детям развивать в упражнении гибкость голеностопа и стопы, что важно в выполнении всех танцевальных шагов. Активизировавшись на музыкальных занятиях в музыкально — ритмической деятельности, творческий процесс увлекает детей, становится таким радостным и желанным, что дети с удовольствием продолжают заниматься и в группе в самостоятельной деятельности. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными, активно вовлекаются в игровой процесс, получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч Таким образом, систематическое применение игровых приёмов на занятиях музыкой способствует овладению детьми музыкальным материалом, вызывает у них активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
|