Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые технологии как ресурс развития музыкально-ритмических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Занятия по Музыке
Автор: Алексинская Инна Александровна   
21.11.2024 19:07

Игровые технологии как ресурс развития музыкально-ритмических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.Игровые технологии как ресурс развития музыкально-ритмических способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз». Фридрих Ницше

Многие педагоги, музыкальные руководители, хореографы понимают, что очень важно именно в детстве прививать ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Ребенок, владеющий своим телом, умеющий танцевать, осознает красоту движения, гармонию музыки и пластики, красоту мироздания. Его личность развивается разносторонне. Применение игровых технологий создаёт полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений, изменяяэмоциональное состояние детей, отношение к новой информации или процессу обучения, в том числе и в музыкально-ритмической деятельности. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

 

А игровая сказка является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи посредством игры. Это обусловило появление «Танцевальных сказок». В их основе лежит ТРИЕДИНСТВО воздействия взаимосвязанных компонентов – Движения, Музыки, Сюжета сказки. В результате этого синтеза создаётся система, обладающая новыми качествами и усиливающая влияние на развитие ребёнка. Использование этой ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРИАДЫспособствует гармоничному развитию ребёнка, его физических качеств, т.е. формированию базы эстетических движений тела и его частей, музыкальных способностей, интереса к миру художественной литературы.

Танцевальные сказки – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность таких игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера в музыкальной деятельности, отмечается эмоциональный подъём.

С приобретением педагогического опыта пришло понимание, что у нас нет продуманного плана обучения основным музыкально-ритмическим, танцевальным движениям. Многие музыкальные руководители, овладев навыками танцевальных движений, с трудом себе представляют, каким образом обучить детей этим танцевальным движениям. Существуют методические издания с их описанием, но, к сожалению, в них не предлагается системная последовательность разучивания, отличающая задачу овладения танцевальными шагами «от простых к более сложным». Поэтому педагоги руководствуются в своей работе смутными представлениями как надо учить ребёнка танцевальным движениям. «Делайте так, как я показываю!» У детей развито подражание и они повторяют то, что видят. При этом задействуются колоссальные мозговые процессы. Но не все дети могут с лёгкостью, так называемо, «зеркалить».

В основе «Танцевальной сказки» обязательно лежит либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению.

Сказка «Теремок» помогает детям младшего возраста освоить исходное положение, характеризующееся как осанка и являющееся «апломбом» в танце, показательной для выразительного движения. Речь об освоении такой позиции вести сложно в силу того, что нет понимания, как это делать. А ведь это основной элемент двигательной культуры, позволяющей передать свои чувства с помощью красивых жестов, движений, поз без лишнего напряжения. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.

Ещё одна сказка помогает детям освоить подскок. Это сказка «О том, как воробей цаплю скакать учил». В нейповествуется о том, как «жила была на болоте цапля, и встретился ей воробей». Очень понравилось цапле, как скачет воробей и попросила она его научить и её скакать. Дети в процессе выполнения образных движений, без усилий, не форсируя, осваивают весь необходимый набор элементов в течении нескольких занятий и научаются выполнять подскок. Поскольку элементы выполняются сначала под медленную музыку, а со временем звучат композиции более быстрого темпа, дети практически все осваивают это непростое движение.

Хотелось совместить этюдное танцевание, как образно-творческое понятие, и выполнение упражнений, нацеленных на разучивание танцевальных движений. Ребёнок с самого начала, с азов привыкает думать не только о качестве разучиваемого элемента, но и его характере, начиная с микроуровня – уровня элементов танцевальных движений. В этот момент закладывается понимание, что во время танцев как инструмент используется и жест, и мимика, и взгляд, и сама техника исполнения. В исполнении одних и тех же танцевальных движений неплохо было бы предлагать музыку различных характеристик. Таким образом проводятся игры-этюды «Теремок», «Колобок», «Снеговик и солнышко», где выполняются различные притопы. Различные кружения выполняют не дети, а «самолёты» и «бабочки». Упражнения типа: «Гномы и великаны», «Весёлые ножки», «Избушка на курьих ножках» позволяют проводить серию занятий, имеющих сюжет в развитии: этюды-сказки, которые очень нравятся детям.

Детьми осваиваются движения, чтобы кого-то или что-то изобразить. Поклоны сначала разучиваются, кивая, как “цветочки колокольчики” в младшем возрасте, как “бабочки” у девочек в среднем возрасте и как “дятлы” у мальчиков, формируя устойчивые навыки в технике исполнения определённых способов движений, усложняя их на новом уровне каждой возрастной ступени. Всё это позволяет развиваться детям успешно.

Музыкально-ритмические движения всегда являются предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В процессе их освоенияигровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности. В этом случае поможет вариант сказок с «Танцевальными дорожками» по которым надо пройти к кому-нибудь из зверей или сказочному персонажу.

У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту- вот так", не всегда успешно. Использование же так называемых “Танцевальных дорожек” улучшает результаты освоения танцевальных шагов. Знакомство с ними происходит на занятиях в музыкальном зале. В группе в самостоятельной деятельности дети могут совершенствовать свои навыки в игре с дорожками шагов, где схемами-следами: исходное положение, начало движения с правой ноги, помеченное красным цветом, и схема движения. Так осваиваются переменный шаг, шаг с притопом, шаг с припаданием и приставной шаг, которые позже трансформируются в более сложные варианты танцевальных шагов.

Следующий цикл сказок – это сказки о «Непоседе-Кузьме и его весёлых помощниках». Здесь речь идёт о весёлом кузнеце Кузьме. В старшем возрасте дети с радостью встречают этот образ на празднике Кузьминки, который проводится в нашем детском саду. У Кузьмы есть весёлый Дружочек-Молоточек, который умеет стучать, строить-чинить. Изображаяпостукивание «молотка», дети учатся выполнять разнообразные притопы (на всю ступню, носком, пяткой (выставление ноги на пятку) с поворотом, согнув колено).

Выполнение притопов становится многофункциональным. В зависимости от динамики звучания музыки можно использовать эти притопы, приписав их образам разных животных в сказке «Теремок».

«Братцы-Ножницы» помогают вырезать разные формы, что помогает детям освоить ориентировку в пространстве и красиво научиться выполнять движения хороводного шага. «Подружка-Пружинка», как образ близкий «Фиксикам», помогает чинить разные механизмы и осваивать танцевальное движение, приходить на помощь Дружочку-Молоточку.

Игровой «стрейчинг» –лежит в основе ещё одного вида сказок. Стрейчинг (растяжка) — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения «стрейчинга» направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. Детьми осваиваются движения, чтобы кого-то или что-то изобразить. Поклоны, используемые в танцах, сначала разучиваются, кивая как «цветочки колокольчики» в младшем возрасте; как «бабочки» у девочек в среднем возрасте и как «дятлы» у мальчиков, формируя устойчивые навыки в технике исполнения определённых способов движений, усложняя их на новом уровне каждой возрастной ступени. Благодаря «стретчингу» увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность.

Встреча с «Танцевальной палитрой»» помогает детям развивать в упражнении гибкость голеностопа и стопы, что важно в выполнении всех танцевальных шагов.

Активизировавшись на музыкальных занятиях в музыкально — ритмической деятельности, творческий процесс увлекает детей, становится таким радостным и желанным, что дети с удовольствием продолжают заниматься и в группе в самостоятельной деятельности. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными, активно вовлекаются в игровой процесс, получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч

Таким образом, систематическое применение игровых приёмов на занятиях музыкой способствует овладению детьми музыкальным материалом, вызывает у них активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год