Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»
Занятия по Музыке
Автор: Спиридонова Наталья Владимировна   
27.03.2023 06:13

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»

Спиридонова Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2 п. Верховье»

«Без творчества не мыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…» В. А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Анализ соответствующей литературы показал, что развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка, а музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Ими были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

 

Как утверждает А. Э. Симановский: «Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение». Это можно назвать творческим мышлением. А Б. М. Теплов считает, что любое творчество связано с эмоциональным откликом на музыку, и оно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы целостного отношения к музыке.

Задачи, стоящие перед педагогом: развитие наблюдательности, образной памяти, творческого воображения, креативного мышления; развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности; формирование музыкального вкуса, воспитание интереса к различным видам музыкального творчества, формирование знаний о средствах художественной выразительности, о видах музыкально – творческой деятельности и их изобразительных средствах (специфических для каждого).

Для того чтобы работа по формированию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов: принцип целенаправленности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип наглядности обучения, принцип интегрированного подхода, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип адаптивности, принцип прочности.

В процессе работы с детьми можно использовать следующие формы решения программных задач художественно-эстетического воспитания по разделу музыкальная деятельность:

  • Музыкальные игры – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Игры – сказки.
  • Игры с пением.
  • Элементы пантомимы. Жест.
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Сюжетный танец. Обучение образному перевоплощению в танце.
  • Песенное творчество.
  • Игры на музыкальных инструментах.
  • Праздники – развитие музыкально – творческих способностей детей.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Рекомендуется использовать следующие дидактические игры: «Ритмические загадки», «Четвертый лишний», «Облачко настроения», «Разноцветная гусеница» или «Снеговики настроения» — на определение характера музыки, «Музыкальный магазин» — определение музыкального инструмента, «Сладкий колпачок» — закрепление музыкального репертуара, «Музыкальный паровоз» — на развитие тембрового слуха, «Кого встретил колобок» и другие. В музыкальных уголках групп рекомендуется воспитателям подобрать игры для развития у детей самостоятельности, творческой активности, так же оснастить музыкальные уголки набором музыкальных инструментов, соответствующий данному возрасту, подобрать оборудование для театральных уголков. Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Важным направлением в работе по развитию творческих способностей у дошкольников средствами музыки является работа с родителями, которую следует строить по принципу взаимопонимания и взаимосотрудничества. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр необходимо знакомить родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. В течение учебного года родителям можно порекомендовать посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

В результате систематической и целенаправленной работы у детей значительно улучшится способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным), дети станут активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения), повысится эмоциональная отзывчивость, разовьется ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на́ умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями, дети станут больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

Таким образом, планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год