Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»
Занятия по Музыке
Автор: Спиридонова Наталья Владимировна   
27.03.2023 06:13

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыки»

Спиридонова Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2 п. Верховье»

«Без творчества не мыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…» В. А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Анализ соответствующей литературы показал, что развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка, а музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Ими были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

 

Как утверждает А. Э. Симановский: «Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение». Это можно назвать творческим мышлением. А Б. М. Теплов считает, что любое творчество связано с эмоциональным откликом на музыку, и оно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы целостного отношения к музыке.

Задачи, стоящие перед педагогом: развитие наблюдательности, образной памяти, творческого воображения, креативного мышления; развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности; формирование музыкального вкуса, воспитание интереса к различным видам музыкального творчества, формирование знаний о средствах художественной выразительности, о видах музыкально – творческой деятельности и их изобразительных средствах (специфических для каждого).

Для того чтобы работа по формированию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих принципов: принцип целенаправленности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип наглядности обучения, принцип интегрированного подхода, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип адаптивности, принцип прочности.

В процессе работы с детьми можно использовать следующие формы решения программных задач художественно-эстетического воспитания по разделу музыкальная деятельность:

  • Музыкальные игры – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Игры – сказки.
  • Игры с пением.
  • Элементы пантомимы. Жест.
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Сюжетный танец. Обучение образному перевоплощению в танце.
  • Песенное творчество.
  • Игры на музыкальных инструментах.
  • Праздники – развитие музыкально – творческих способностей детей.

Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Рекомендуется использовать следующие дидактические игры: «Ритмические загадки», «Четвертый лишний», «Облачко настроения», «Разноцветная гусеница» или «Снеговики настроения» — на определение характера музыки, «Музыкальный магазин» — определение музыкального инструмента, «Сладкий колпачок» — закрепление музыкального репертуара, «Музыкальный паровоз» — на развитие тембрового слуха, «Кого встретил колобок» и другие. В музыкальных уголках групп рекомендуется воспитателям подобрать игры для развития у детей самостоятельности, творческой активности, так же оснастить музыкальные уголки набором музыкальных инструментов, соответствующий данному возрасту, подобрать оборудование для театральных уголков. Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Важным направлением в работе по развитию творческих способностей у дошкольников средствами музыки является работа с родителями, которую следует строить по принципу взаимопонимания и взаимосотрудничества. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр необходимо знакомить родителей, помещая материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. В течение учебного года родителям можно порекомендовать посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

В результате систематической и целенаправленной работы у детей значительно улучшится способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным), дети станут активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения), повысится эмоциональная отзывчивость, разовьется ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на́ умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями, дети станут больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

Таким образом, планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (353) выйдет
12 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год