Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»
Занятия по Музыке
Автор: Габдрахманова Айгуль Маратовна   
27.03.2023 05:49

Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»Конспект организованной образовательной деятельности «Задушевные звуки курая»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы расположенного по адресу: ул. Островского д. 16б муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Образовательная область «Художественно-эстетическое»

Раздел «Музыка»

Возрастная группа: старшая группа

Выполнил: Музыкальный руководитель Габдрахманова Айгуль Маратовна Квалификационная категория: первая стаж в данной должности: 5 лет г. Туймазы-2023

Цель: знакомство с башкирским народным инструментом — курай.

Задачи:

 

Образовательные:

  • познакомить детей с башкирским национальным музыкальным инструментом «курай».
  • учить определять его на слух.

Развивающие:

  • познакомить детей с легендой о «курае».
  • ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию.
  • формировать певческие навыки.
  • умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «си» первой октавы.
  • брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова
  • совершенствовать навык звучания музыкального инструмента – курай.
  • петь выразительно, протягивая гласные звуки.
  • выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки.
  • выполнять определенные танцевальные движения: притопы, переменный шаг, притопы с поворотами.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою республику

любовь к музыке и музыкальному искусству своего народа, любознательность.

Средства реализации: курай, мольберт, шкатулка, лепестки курая, ИКТ, башкирский костюм (взрослый) башкирский костюм (детские), артист- кураист.

Предварительная работа: просмотр сказки- легенды о курае, разучивание движений танца, беседа о башкирских народных инструментах, слушание мелодии курая, разучивании песни “Курай”.

Словарная работа: курай, «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»).

Репертуар:

«Башкирский Марш» — Р.Загретдинов.

«Дуслык» ( «Дружба») — баш. нар. мелодия в обработке Ш.Кульбарисова.

Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай»

Песенка- попевка «Поиграй же мой курай»

Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова.

«Сонрау торна» ( «Звенящие журавли») — башкирская народная мелодия.

Башкирский танец под башкирскую мелодию.

Игра «Курай» муз. Ф.Гершовой, сл. Е.Басс.

Ход ООД.

Дети входят в зал под башкирскую мелодию «Марш», образуя круг.

Музыкальный руководитель: (пропевая) -здравствуйте ребята!

Дети: (пропевая) -здравствуйте!

Сегодня к нам на занятие пришли гости, они тоже очень любят музыку, и поэтому я предлагаю поздороваться с ними по – музыкальному.

Дети: (пропевая) здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята. Сейчас мы с вами вспомним элементы движения башкирского танца, которые мы с вами выполняли. Кто помнит?

Ребенок — переменный шаг.

Музыкальный руководитель: покажи нам. (ребенок показывает) Молодец. Еще какие движения выполняли?

Ребенок: тройной притоп

Музыкальный руководитель: правильно. Покажи нам тройной притоп. (ребенок показывает) молодец. Кто еще подскажет какие движения выполняли?

Ребенок: притопы с поворотами в паре.

Музыкальный руководитель: разделились на пары. Выполняем движения в паре. А теперь соединяем все движения под музыку.

Музыкально – ритмические движения под башкирскую народную музыку «Дуслык» в обработке Ш. Кульбарисова.. (башкирский переменный ход, тройной притоп, притопы с поворотами).

Музыкальный руководитель: какие вы молодцы. Давайте мы сегодня превратимся в настоящих артистов, и покажем нашим гостям как мы можем красиво петь и танцевать.

Ребята, сегодня мне пришло вот такое видеообращение (ИКТ).

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Рустем — ученик музыкальной школы. Я играю на башкирском музыкальном инструменте – курай. Мне пришло приглашение выступить на концерте, но злой и жадный Хан заколдовал мой курай и теперь я не могу на нем играть. Я прошу вас помочь мне расколдовать мой курай. Для этого вы должны выполнить задания Хана и вернуть лепестки соцветия курая. А все задания находятся в шкатулке, которую я вам отправил. Желаю вам удачи!».

Музыкальный руководитель: посмотрите злой Хан заколдовал курай Рустема. Мы должны помочь ему. Вы согласны? Вот и сам сундук (открывает сундук) Вот соцветие курая, которому мы должны вернуть лепестки (показ листа бумаги с изображением соцветия курая без лепестков, берет 1 лепесток).

1 задание: «Прошу вас выполнить дыхательно-артикуляционную гимнастику «курай»»

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы видели, как играют на курае?

Дети: да.

Музыкальный руководитель: сейчас мы с вами сыграем на курае.

Дыхательно-артикуляционная гимнастика «Курай»

Раз, два, три, четыре, пять- (цокаем)

Дружно пальцы встали в ряд- (имитация игры на курае)

Поиграть на курае — (дуем)

Каждый будет очень рад.

Музыкальный руководитель: молодцы, справились с первым заданием злого Хана. (прикрепляет 1 цветок курая на мольберт)

Музыкальный руководитель: интересно какое же будет следующее задание?

2 задание «Спеть песню про курай»

Музыкальный руководитель: но, прежде чем спеть песню, мы сначала с вами распоемся.

Распевка. «Добрый день»

Распевка. «Поиграй же мой курай»

Музыкальный руководитель: сейчас я вам сыграю мелодию, а вы угадайте. (играет мелодию песни на фортепиано)

Дети: «Художница осень»

Музыкальный руководитель: правильно, эту песню мы с вами учили на осенний утренник. Сейчас мы ее с вами все вместе споем.

Дети исполняют песню «Художница осень»

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, справились со вторым заданием. (пытается прикрепить лепесток, он не крепится) Ребята, посмотрите лепесток не крепится, что же мы с вами сделали не так? Какое было задание?

Дети: спеть песню про курай.

Музыкальный руководитель: а мы с вами про что пели?

Дети: про осень.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы же знаем песню про курай. Давайте споем ее.

Песня «Курай» сл. М.Гали, муз. А.Каримова.

Музыкальный руководитель: какие же вы талантливые. (крепит лепесток) вот теперь получилось прикрепить 2 лепесток

Музыкальный руководитель: так, ребята мне так интересно какое же будет следующее задание (достает 3 лепесток)

3 задание: «Угадайте какой инструмент играет?»

Музыкальный руководитель: а теперь проходите к стульям и садимся. Нам надо послушать произведение и угадать какой инструмент звучит. Сядем поудобнее, закроем глаза и пусть музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства.

Звучит музыка — «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»)

Музыкальный руководитель: звучание какого инструмента вы услышали?

Дети: звучание курая.

Музыкальный руководитель: правильно, курая. Курай не просто звучит, его полет звука — это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости. Какие чувства у вас вызвала мелодия курая?

Дети: чувство полета, свободы.

Музыкальный руководитель: а какое название можно дать этой мелодии?

Дети: Утро в лесу, пение птиц и т. п.

Музыкальный руководитель: ребята, эта мелодия называется «Сынрау торна» ( «Звенящие журавли»). Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий, сочиненных на курае. Сейчас мы с вами еще раз закроем глаза и представим, что мы журавли и летаем над облаками.

Повторное слушание музыки «Сонрау торна» ( «Звенящие журавли»)

Музыкальный руководитель: молодцы. За это задание мы получаем сразу 2 лепестка. Какие же вы прекрасные слушатели.

Музыкальный руководитель: кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок достает из шкатулки 5 задание).

5 задание «Отгадайте мою загадку»

Спросите, каждый назовет,

Что за тростник у нас поет.

Прославил он башкирский край,

мелодичный наш… (курай).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Конечно это наш национальный инструмент- курай. (крепит 5 лепесток) Скажите мне, пожалуйста сколько лепестков в соцветии курая? Сколько еще нам надо собрать цветков?

Дети: 2.

Музыкальный руководитель: правильно 2 лепестка. Нам осталось совсем немного, чтобы спасти курай Рустема.

6 задание «Станцевать башкирский танец»

Музыкальный руководитель: ребят мы же умеем танцевать? Приглашаю вас к центру зала, станцевать башкирский танец.

Исполняется башкирский танец под башкирскую народную мелодию.

Музыкальный руководитель: молодцы ребята, выполнили и шестое задание Хана.

Музыкальный руководитель достает 7 цветок курая.

Музыкальный руководитель: вот и последнее — 7-ое задание.

7 задание: «Про курай вы мне и спели, и станцевали, и загадку отгадали. А про игру «Курай» вы не забыли?»

Музыкальный руководитель: злой Хан просит, чтобы мы поиграли в игру «Курай». Сыграем?

Дети: да.

Музыкальный руководитель: становись в хоровод, нас курай играть зовёт!

Игра «Курай». (Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.)

Музыкальный руководитель: (крепит 7-ой лепесток) какие же вы молодцы, все задания выполнили и помогли расколдовать курай от злого Хана. Послушайте кажется сюда кто-то идет. Садимся на стульчики.

Вдруг под мелодию курая, входит в группу мальчик Рустем.

Рустем: Спасибо вам, ребятки, вы справились со всеми заданиями Хана и его колдовство развеялось. Теперь я могу играть на курае. В знак благодарности я сыграю вам башкирскую мелодию на курае. "

Игра на курае.

Музыкальный руководитель: спасибо, Рустем. Мы очень рады были тебе помощь. Ребятки, вот и удалось расколдовать курай Рустема. Расскажите Рустему что для вас было самым тяжелым из заданий? Какое задание вам понравилось больше всего? Что интересным? А почему в цветке курая 7 лепестков?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Сегодня вы хорошо занимались, я вами очень довольна. В следующий раз я вас познакомлю еще с одним башкирским национальным инструментом. А с каким я пока не буду говорить, пусть это будет сюрпризом.

Теперь предлагаю вам попрощаться со всеми музыкально.

Музыкальный руководитель: до свидания (пропевая)

Дети: до свидания.

(выходят из зала)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год