Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры».
Занятия по Музыке
Автор: Фурс Любовь Ивановна   
17.03.2023 20:41

Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредством игры».Мастер-класс «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры».

Автор: Фурс Любовь Ивановна Музыкальный руководитель высшей категории ГБОУ Школа 1155 дошкольное отделение 3 г. Москва

Важно, чтобы дошкольное образование было интересным и познавательным для детей. Поэтому разрабатываются различные методы обучения детей. При обучении дошкольников музыкально-ритмическим движениям с помощью игры применяют следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-двигательный, устный, упражнения.

Игра является важным элементом в обучении дошкольников, поэтому именно этот формат выбран в качестве средства обучения. Играя, дети лучше вовлекаются в процесс, быстрее и охотнее обучаются.

 

Это доказал мастер-класс на тему: «Методы разучивания музыкально-ритмических движений с дошкольниками посредствам игры». В мастер-классе принимали участие шестеро детей из средней группы детского сада, их воспитатель, музыкальный руководитель и пришедшие гости – родители и другие воспитатели. Целью мероприятия стали повышение профессионального уровня и обмен опытом. Задачами:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
  • повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
  • формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Преподавательская работа требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения многообразия знаний и умений в сфере обучения и преподавания детям дошкольного возраста, а современное общество выставляет пред ним специальные вопросы в связи с реализацией индивидуального подхода. Увеличилась необходимость в результативных способах обучения и преподавания дошкольникам основ музыкального развития, действующее на дальнейшее формирование личности детей.

Творческая специальность музыкального руководителя побуждает находить все свежие и новейшие формы преподавания: обучать ребенка усваивать формирование музыкальных образов и выражать их в движениях; совершенствовать созидательные возможности, выдумывать игровой стиль, «свой» танец — вот цель преподавания ритмики и достичь этого можно посредством игры, посредством наглядности в образной форме. От простого — к трудному: с детских кукол к образам фантастичных героев и образам воображения и природы! Такой должна являться динамика формирования детского творческого самовыражения!

Музыкально-ритмическое развитие в действительности один из главных разновидностей работы, объединяющим музыку, вокал, движение и слово. Так как овладевая способностями ритмического, выразительного движения, дошкольник обучается владеть собственным телом, у него складывается верная манера держаться и выразительная легкая поступь.

Скопленный опыт работы в ходе организации музыкально-ритмического становления в дошкольном учреждении показал то, что имеются задачи, на которых следует сосредоточить внимание: как обучить ребенка фиксировать различные танцевальные движения, их очередность, замену рисунка в танце. Исследование собранного опыта работы помог найти результативные ресурсы активизации музыкально-ритмических перемещений, а также по-новому приблизиться к выбору методов, а также способов работы с детьми.

Музыкальные произведения требуют глубокого целого восприятия. И хотя они ярки по характеру, однако обладают конкретной сущностью, невелики по размеру (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера). В обучении ритмика неизменно объединена с движением, конкретным действием, порой с текстом. Поэтому понимание музыкальной игры — это понимание целостности музыки и движения. Проделать это трудно, так как игра подразумевает взаимодействие множества участников и демонстрация ее полностью с музыкальным сопровождением практически нереален. В данном случае преподаватель использует не только показ движений, но и слова, поясняя игру то в образной форме, то в форме точных кратких указаний.

Есть большое количество методов первого ознакомления с игрой. Мы полагаем более подходящим следующий: сперва исполняется вся музыка, далее предоставляется сжатое описание игры и в завершение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот метод применяется в достаточно обычных несюжетных либо сопровождающихся песней играх.

Также необходимо подобрать музыкальное сопровождение. Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям ( «дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
  • соответствие движений характеру, образам музыки;
  • разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Репертуар музыкально-ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней предусмотрены главные принципы отбора. Но преподавателю в каждой группе необходимо искать репертуар в зависимости с конкретных обстоятельств. Это уровень единого, музыкального и физиологического формирования ребят, материально-техническая основа детского сада, степень квалификации музыкального руководителя и педагогов, заполняемость группы и т. д.

На мастер-классе педагог представил свою игру «на полянке», которая была направлена на разучивания музыкально-ритмических движений.

Дети получили маски животных: гусь, заяц, медведь, лиса, волк, козлик. Сперва была разминка с детьми и разбор масок. Во время разминки, использовались простые упражнения: ходьба, прыжки, бег, приседание. Затем с детьми разучивали движения животных, сначала попросив изобразить животное, которое изображено на маске, а затем, дать детям изобразить увиденное, предложить исполнить следующие действия для каждой маски, поставив руки на талии:

  • гусь – ходьба вприсядку;
  • заяц – короткие, мелкие прыжки с согнутыми коленками;
  • медведь – ходьба с широко расставленными ногами как бы шатаясь;
  • лиса – мягкие легкие шажки на цыпочках;
  • волк – грубый шаг, руки уперты в бока с кулаками;
  • козлик – прыжок с подскоком;
  • солдатик – широкий шаг с прямой ногой; кукла – руки согнуты в локтях, ладони прямые, ноги прямые, шаги среднего размера, не сгибая коленок.

Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, педагоги привязывают красную ленточку к правой ноге. Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога, на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.

Знание Правой руки и ноги — самое первое правило для танца: любое танцевальное движение начинается с правой ноги, при кружении поворачиваются в правую сторону.

Когда дошкольник постигает мир, обретает навыки в игровой форме, то эти информация усваиваются им скорее и проще. Музыкально- ритмическое движение, как и любой другой тип работы с ребенком требует результативности выполненных действий. Целое понимание обретает особенный значение, если дошкольник способен понимать и сохранять в собственном сознании единичные элементы произведения: вид формирования музыкальных образов, темповые, динамические изменения. По этой причине, обучая ребенка, необходимо подбирать такие способы, которые могут помочь ребятам ощутить богатство «языка музыки» и предоставить это в движениях.

По этой причине приучать ребят к учебе музыкально ритмическим процессам правильнее посредством игры, чтобы в интересной, игровой ситуации дошкольник исполнял движения свободно и непринуждённо, увлекаясь самим действием, чтобы он не стыдился совершить движение неверно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребятам любопытно, то гарантия того, что у них всё выйдет, возрастает во много раз. Что понятно – то осуществимо!

В конце дети самостоятельно показывали, чему научились, и каждую маска показывала именно своё движение. После аплодисментов, дети ушли в группу, а участники мастер-класса подвели итоги, обсуждая зачем нужны маски на занятии. Ведущая попросила участников высказать своё мнение.

Список использованной литературы:

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 96с.; ил.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ: Люкс, 2005. — 671с.
  3. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, — 650с.
  4. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
  5. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
  7. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей/ Т.Н. Образцова. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО «Этрол», ООО «Гама Пресс 2000», 2005. — 277с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год