| Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. |
| Математика детям | |||
| Автор: Салкевич Ирина Александровна | |||
| 10.12.2025 14:04 | |||
|
Салкевич Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ №48 город Томск Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Одной из ключевых областей раннего развития являются элементарные математические представления, которые закладывают основу для последующего овладения наукой арифметикой и всей системой математики. Современные исследования показывают, что именно в раннем возрасте закладываются фундаментальные основы математического мышления. Дети младшего дошкольного возраста воспринимают мир преимущественно через игру, поэтому использование специальных игр для формирования элементарных математических представлений становится эффективным инструментом их дальнейшего успеха в обучении. Игра выступает естественным способом познания окружающего мира для маленьких детей. Она привлекает внимание ребёнка, стимулирует активность и пробуждает интерес к новым знаниям. Правильно подобранные развивающие игры способны заложить первые представления о числах, формах, величинах и отношениях. Однако традиционный подход — прямое обучение ребёнка счету или названиям фигур — часто оказывается неэффективным. Игра же, напротив, способна заинтересовать малыша и сделать учебный процесс лёгким и приятным. Зачем нужны развивающие игры? Игровые технологии давно признаны эффективными методами обучения детей дошкольного возраста. Вот почему развивающие игры полезны для становления первых математических представлений: Заинтересованность. Малыши любят играть, а значит, легко вовлекаются в деятельность. Наглядность. Игрушки и специальные дидактические пособия наглядно демонстрируют цифры, фигуры и другие объекты. Доступность. Даже самые маленькие могут справляться с простыми играми. Обучение незаметно. Ребёнок воспринимает всё происходящее как игру, не осознавая, что занимается учебой. Существует большое разнообразие развивающих игр, направленных на формирование элементарных математических представлений:
Особенности проведения игр Чтобы игровая форма была эффективной, учитывают некоторые важные моменты:
Включение развивающих игр в повседневную жизнь ребёнка приносит много пользы. Прежде всего, это помогает раскрыть потенциал маленького математика, развивает внимание, память и речь. Благодаря этому будущему ученику станет легче адаптироваться к школьной программе и уверенно чувствовать себя в среде сверстников. Практика показывает, что регулярное проведение специализированных игр значительно улучшает показатели математического развития младших дошкольников. При систематическом использовании развивающих игр у детей младшего дошкольного возраста формируются:
Развивающие игры — ключевой инструмент формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников. Они делают обучение естественным, увлекательным и эффективным, позволяя ребёнку: осваивать базовые математические понятия через действие и игру, развивать логическое мышление, внимание и память, приобретать навыки, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Грамотно подобранные и организованные игры не только дают первые математические знания, но и формируют положительную мотивацию к познанию, что особенно важно в раннем возрасте.
|



Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.










