Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие сенсорных способностей у дошкольников, через математику: игры и задания от простого к сложному.
Математика детям
Автор: Мацук Юлия Сергеевна   
10.12.2025 14:22

Развитие сенсорных способностей у дошкольников, через математику: игры и задания от простого к сложному.Развитие сенсорных способностей у дошкольников, через математику: игры и задания от простого к сложному.

Мацук Юлия Сергеевна, воспитатель МАДОУ №48 город Томск

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через, которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский

Развитие сенсорных способностей играет ключевую роль в раннем детстве, обеспечивая основу для восприятия окружающего мира, познавательной деятельности и последующего обучения математике. Благодаря развитию органов чувств ребенок учится воспринимать форму, размер, цвет, вес предметов, ориентироваться в пространстве и различать количество объектов. Освоение элементарных математических представлений происходит параллельно с развитием сенсорики и является важным этапом подготовки ребенка к школьному обучению.

 

Что такое сенсорные способности?

Сенсорные способности включают восприятие и обработку сигналов органами чувств человека. У детей дошкольного возраста важно развивать зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Именно развитие сенсорных функций помогает ребенку успешно осваивать простейшие математические понятия, формируя фундаментальные знания о форме, величине, количестве, расположении предметов в пространстве.

Этапы развития сенсорных способностей

Процесс формирования сенсорных навыков проходит несколько этапов:

I этап — ознакомление с простыми формами и цветами

На первом этапе дети знакомятся с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Здесь главная задача педагога — обеспечить разнообразие стимулов, позволяющих детям визуально и тактильно воспринять эти формы. Для этой цели подходят специальные дидактические пособия, игрушки, конструкторы, мозаики и развивающие настольные игры.

Примеры упражнений первого этапа:

Игра “Найди такую же фигуру”: ребёнку предлагается выбрать среди множества фигур одну, соответствующую заданной модели.

Игры с вкладышами: использовать рамки-вкладыши с различными формами, чтобы малыш научился распознавать и вставлять фигуры точно в предназначенные отверстия.

II этап — сравнение величин и количества

Следующим этапом становится освоение сравнительных характеристик предметов: больше—меньше, длиннее—короче, шире—уже, тяжелее—легче. Параллельно начинается знакомство с числами и счётом до пяти-десяти. Педагоги помогают освоить умение сравнивать объекты, выстраивая последовательность по размеру, длине, ширине и высоте.

Примеры занятий второго этапа:

Сортер “От большего к меньшему” или наоборот: ребёнок выкладывает предметы в

порядке возрастания или убывания размера.

Использование пирамидок и матрешек: построение последовательности позволяет научиться видеть разницу в размерах.

Подсчет игрушек, фруктов, кубиков: постепенное обучение счету с помощью наглядных материалов.

III этап — ориентация в пространстве и понятие числа

Третьим ключевым моментом является формирование пространственного ориентирования и понимание числового ряда. Ребенок постепенно усваивает направления ( «влево», «вправо», «сверху», «снизу»), осознаёт расположение объектов относительно друг друга ( «рядом», «за», «перед»). Начинают активно использоваться схемы и планы местности, карты маршрутов, игровые упражнения с поиском предметов по координатам.

Примеры заданий третьего этапа:

Упражнения типа “Где спряталась игрушка? ”: педагог прячет предмет и даёт инструкции по поиску (“слева от стула”, “под столом”), помогая ребёнку ориентироваться в пространстве.

Настольная игра «Лабиринт»: составление маршрута движения фишки от старта до финиша, учитывая препятствия и повороты.

Простые графические диктанты: выполнение инструкций рисования линий на листе бумаги, следуя указанию педагога ("проведи линию вверх на три клетки").

IV этап — работа с симметрией и композициями

Последним этапом идёт усложнение понимания формы и структуры объекта, изучение свойств симметрии и композиции. Дети начинают учиться строить целостные образы из частей, собирать паззлы, составлять узоры и орнаменты, создавать аппликации и рисунки, используя знание симметричных элементов.

Примеры игровых ситуаций четвертого этапа:

Создание зеркальных изображений: педагог показывает половину картинки, предлагая дорисовать вторую половинку самостоятельно.

Составление картинок из разрезанных кусочков: использование шаблонов и готовых схем для сборки целого образа.

Систематическое использование математических игр и заданий, построенных по принципу «от простого к сложному», способствует не только развитию сенсорных способностей, но и формированию основ математического мышления. Важно создавать условия для активного экспериментирования и поощрять самостоятельность ребёнка в решении задач.

Таким образом, целенаправленное развитие сенсорных способностей у дошкольников способствует успешному усвоению базовых математических знаний. Сенсомоторные игры и задания позволяют ребёнку получить первые представления о форме, размере, числе, цвете и положении предмета в пространстве. Подобный подход обеспечивает гармоничное интеллектуальное развитие ребёнка, создает условия для дальнейшего успешного изучения математики и способствует подготовке малыша к школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год