| «Веселая математика» Комплекс дидактических игр для среднего и старшего дошкольного возраста |
| Математика детям | |||
| Автор: Гребенкина Ирина Анатольевна | |||
| 10.11.2025 17:22 | |||
|
Автор: Гребенкина Ирина Анатольевна – воспитатель ВКК. Возраст детей: 4-5 лет. Введение в игровой комплекс (для детей) Детям включают компьютер или интерактивную доску и говорят, что сегодня в группу пришло любопытное сообщение. Вопросы к детям: Что вы видите на экране? Кто это? Из какой сказки? Куда она смотрит? Какие это фигуры? Какие это цифры? Как вы думаете, что это означает? Что мы должны сделать? Как вы хотите поиграть в игры: по порядку или бросать по очереди кубик и в зависимости от выпавшего количества точек выбирать номер игры? Игры: 1. «Найди свою тропинку» Цель: закрепление представлений детей о длине и ширине. Оборудование: ленточки разного цвета и размера (длины и ширины), кукла Маша. Инструкция детям: «Мишка попросил Машу отнести гостинцы своему другу, который заболел. Он предупредил Машу, чтобы не заблудиться надо правильно выбрать тропинку. К другу ведет самая широкая тропинка. Маша вышла на полянку, от которой идет несколько разных тропинок и задумалась, какая из дорожек самая широкая. Давайте поможем Маше!» Усложнения: «Найдите самую короткую и широкую тропинку», «Какая дорожка самая узкая и длинная» и т.д. Уточнение: каждый ребенок должен объяснить свой выбор и, если он верный, то «научить» Машу, как правильно определять длину и ширину. Затем можно попросить детей найти самую узкую и длинную дорожку и т.д. 2. «Маша ждет гостей» Цель: закрепление представлений детей об устном счете в пределах 10 и сравнении двух групп предметов. Оборудование: кукольные стол, стулья, тортик, тарелочки, кукла Маша. Инструкция детям: «Маша решила позвать в гости своих друзей. Сейчас я буду задавать вам вопросы, кто знает правильны ответ поднимайте руку. Кто первый правильно ответит получает фишку. У кого будет больше всего фишек – победитель. Итак, начинаем: - Посмотрите на стол и стулья. Как вы думаете сколько гостей ждет Маша? Почему вы так решили? - А теперь посмотрите на сервировку стола. Всем ли гостям хватит столовых приборов (чашек, тарелочек)? Сколько еще надо добавить тарелочек, чашек? - Перед вами праздничный тортик. Как вы думаете, сколько лет исполнилось имениннику? Как вы узнали? - Как вы думаете, всем ли гостям хватит тортика? Почему вы так решили? - Перед началом праздника Маше позвонил Заяц и сказал, что заболел и не сможет прийти. Сколько стульев и столовых приборов надо убрать? - Потом Маше позвонил Мишка и сказал, что к Маше хочет прийти его подружка с братом. Сколько стульев и столовых приборов надо добавить? - и т.д.» 3. «Математическая перестрелка» Цель: закрепление представлений детей об устном счете в пределах 6 и цифрах от 1 до 6. Оборудование: накидки и шарики с липучками, свисток, карточки с цифрами. Инструкция детям: «Сейчас у нас будет перестрелка. Каждый из вас получить по 2 мячика. По моему свистку вы будете бросать друг в друга мячики с липучками. Правила: можно подбирать любые мячики с пола, но нельзя снимать их с себя или с другого; можно кидать только на липучку на накидку, нельзя кидать в лицо; бегать можно только по коврику, нельзя закрывать руками липучки на себе. Когда я снова свистну в свисток вы должны остановиться и уже больше ничего не кидать. После этого вам надо сосчитать сколько к вам прилипло шариков спереди и сзади и выбрать соответствующие цифры (можно спросить сколько всего шариков и тоже показать цифру). Победителями считаются те, кто правильно сосчитали шарики и выбрали нужную цифру». Усложнения: можно выдавать больше мячиков с корзинками или мешочками и выкладывать больше цифр, в зависимости от уровня подготовки детей. 4. «Где спряталась Маша?» Цель: закрепление ориентировки в пространстве и уточнение правильного употребления предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», а также понятий «сверху», «снизу». Оборудование: кубики, коробочки, стаканчики, корзинки, крышки, фигурки Маши и Мишки. Инструкция детям: «Мы будем играть парами, по очереди. В каждой паре надо выбрать Машу и Мишку. Они берут соответствующие фигуры и действуют с ними. Мишка отворачивается. Маша может прятаться за разные предметы, под них, залезать внутрь и пр. Задача Мишки найти Машу, а потом рассказать всем куда она спряталась. Например, Маша спряталась за кубик, или под крышку, или в коробку. Сказать надо правильно. Потом пара меняется местами. Побеждают те, кто быстро смог найти Машу и правильно сказать, где она была. 2 вариант: играют все дети. Воспитатель прячет Машу, а они все вместе угадывают, стараются правильно назвать. 5. «Кто самый большой Машин друг?» Цель: развитие представлений детей о величине предметов – высота, обучение сравнению предметов по высоте и правильному употреблению понятий «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «одинаково». Оборудование: магнитная доска с магнитами, плоскостные фигурки Маши и медведя и других героев сказки, условная мерка (полоска картона), длинная полоска картона яркого цвета (уровень), фломастеры разного цвета. Инструкция детям: «Маша с друзьями поспорили, кто ее самый большой друг. Мишка сказал, что правильно говорить не большой, а высокий. Маша сказала, что волк – самый высокий. Как вы думаете, она права? Как можно это проверить? Правильно, давайте попробуем измерить Машу и ее друзей с помощью условной мерки. Чтобы измерение было без ошибок, надо закрепить на магнитную доску яркую полоску – это будет уровень. Рядом мы закрепим условную мерку. Всех героев по очереди мы будем ставить на яркую полоску и отмечать на условной мерке разными фломастерами рост каждой фигуры. Итак, кто у нас самый высокий? А кто из героев будет самый низкий? У кого одинаковый рост? А теперь скажите, кто выше Маши? Кто ниже? А кто выше Мишки? И т.д. Усложнения: за правильные ответы и измерения можно давать фишки. Также дети могут сами задавать вопросы и задания друг другу. 6. «Если правильно пойдешь, то подарок ты найдешь!» Цель: развитие представлений детей об ориентировке в пространстве, закрепление понятий «право», «лево», «впереди», «сзади». Оборудование: маленькие игрушки, спрятанные в группе. Инструкция детям: «Маша с Мишкой приготовили ля вас маленькие подарочки. Но их надо найти, они спрятаны. Маша будет говорить вам куда надо идти. Если вы будете правильно выполнять ее команды, то найдете подарки. Например, три шага вперед, теперь два шага направо, подойди к книжному шкафу, посмотри наверх, протяни руки на верхнюю полку и достань подарок. Уточнение: сначала можно воспользоваться ограниченным пространством, например полотном из игры «Твистер» и наклеить на него конвертики, куда можно спрятать фишки. После игры найденные фишки можно обменять на призы или просто назвать победителей. Усложнения: дети сами могутпрятать подарки и задавать направление, где их искать.
|



«Веселая математика» Комплекс дидактических игр для среднего и старшего дошкольного возраста








