Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка занятия по математическому развитию «Путешествие в сказку «Теремок». Геометрические фигуры. Счет до пяти» в старшей группе.
Математика детям
Автор: Вехорева Татьяна Витальевна   
03.11.2024 09:50

Методическая разработка занятия по математическому развитию «Путешествие в сказку «Теремок». Геометрические фигуры. Счет до пяти» в старшей группе.Методическая разработка занятия по математическому развитию «Путешествие в сказку «Теремок». Геометрические фигуры. Счет до пяти» в старшей группе.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Задачи:

  • Образовательная: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); тренировать умение считать в пределах пяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд; закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько?»; тренировать умение находить числа (закрепление активных слов «перед», «после», «между», «соседи»); формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.
  • Развивающая: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Оборудование:

Демонстрационный материал: магнитная доска, мольберт, ширма, магниты, набор игрушек (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк), домик «теремок», набор геометрических фигур разного цвета (большого размера), набор карточек с изображением цифр от 1 до 5, набор карточек с изображением предметов в пределах 5, три прямоугольника белого цвета с изображением геометрических фигур разного цвета, набор геометрических фигур разного цвета (полукруги, круги, прямоугольники).

Раздаточный материал: набор карточек с изображением цифр от 1 до 5, счетные палочки, цветные карандаши, набор листов с заданиями.

Способ организации детей: сидя за столом.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть.

Создание игровой мотивации.

-Ребята, вы любите сказки? Посмотрите (педагог обращает внимание детей на теремок) и скажите, в какую сказку мы отправимся с вами?

-Да, сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Теремок».

Основная часть.

-Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок (воспитатель показывает инсценировку). Бежит мимо Мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Мышке-норушке?

Игровое упражнение «Путаница» (с цифрами).

Детям предлагается разложить цифры в ряд от 1 до 5.

Воспитатель уточняет правила раскладывания цифр в ряд: слева направо. При счете правой рукой указывать на каждую цифру слева направо, называть числа по порядку.

-А сейчас дружно называем числа.

-Покажите карточку с цифрой 2, 5, 3, 1, 4.

-Вспомним обратный счет (педагог спрашивает трех детей с места, затем все дружно проговаривают вслух).

-Молодцы, ребята.

Игра «Назови соседей числа».

-Цифры выстроились в ряд – кто соседи знать хотят. Я называю задание, а вы показываете правильный ответ.

Мышка «проверяет» правильность выполнения задания.

  1. Покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит после цифры 4, 2, 1.
  2. Покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит перед цифрой 3, 5.
  3. Покажите, пожалуйста, цифру, которая стоит между цифрами 2 и 4, 1 и 3.
  4. Покажите, пожалуйста, соседей числа 2, 4.

-Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

-Ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка-квакушка, остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Лягушке-квакушке?

Задание №1. Отгадайте загадки.

Я начинаю, а вы дружно вслух называете ответ.

1. Он похож на колесо,

А еще на букву О,

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это — … (круг).

2. Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг — … (квадрат).

3. На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

4. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат… (прямоугольник).

5. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно-

Получился бы… (овал).

-Ребята, как хорошо вы отгадывали загадки. А теперь посмотрите на мольберт. На нем я разместила все ответы наших загадок. Скажите, каким одним словом можно их назвать? Какие фигуры? Сколько фигур? У каких фигур нет углов?

Педагог уточняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки.

Игровое упражнение «Составь фигуру».

-Выложите из счетных палочек квадрат и треугольник.

Дети самостоятельно выполняют задание.

-Сколько палочек вам потребовалось, чтобы выложить квадрат? Почему?

-Сколько палочек вам потребовалось, чтобы выложить треугольник? Почему?

-Покажите стороны квадрата. Сколько их? Сколько углов у квадрата? Покажите углы.

-Покажите стороны треугольника. Сколько их? Сколько углов у треугольника? Покажите углы.

Лягушка «проверяет» правильность выполнения задания.

-Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому двери волшебного теремка открылись для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стали они жить вдвоем.

-А теперь давайте немножко отдохнем, а звери посмотрят на нас из теремка.

Дети встают в круг с педагогом.

Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять».

Дети выполняют движения по тексту стихотворения совместно с педагогом.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

-Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку? (Зайчик-побегайчик).

Прибежал к терему Зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание».

Поможем Зайчику?

Задание №2. Педагог предлагает детям нарисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по образцу и раскрасить лишнюю фигуру.

Дети самостоятельно выполняют задание на листах. Взаимопроверка: работа в паре. Дети обосновывают свой выбор.

Игра «Какой фигуры не хватает?»

Детям предлагается выявить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую. Индивидуальная работа на листах. Дети обосновывают свой выбор.

Зайчик «проверяет» правильность выполнения задания и выясняет названия фигур.

-Молодцы, ребята, все вы правильно сделали, поэтому двери волшебного теремка открыты и для Зайчика. Вошел Зайчик в теремок и стали они жить втроем.

-Посмотрите, прибежала к теремку Лисичка – сестричка, остановилась и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Лисичке – сестричке?

Задание №3. Педагог предлагает добавить в каждый прямоугольник столько фигур, чтобы их там стало пять.

На мольберте вывешены три прямоугольника белого цвета. В одном прямоугольнике два полукруга, в другом – три, в третьем – один прямоугольник.

Трое детей выполняют задание у мольберта, остальные проверяют правильность выполнения задания. Дети уравнивают предметы одним из способов, обосновывают свой выбор. Затем педагог вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.

-Молодцы, и с этим заданием справились. Двери волшебного теремка открыты и для Лисички. Стали они жить вчетвером.

-Ребята, а кто еще прибежал к теремку? (Волчок – серый бочок). Прибежал к терему Волчок – серый бочок, остановился и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Волку?

Задание №4. Найдите и обведите в круг цифру 2.

Перед каждым ребенком на столе лежит лист с изображением различных цифр (1 – 5). Дети самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка: работа в паре. Дети обосновывают свой выбор.

Игровое упражнение «Цифра потерялась» (соотнесение цифры с количеством предметов).

Педагог предлагает одному ребенку выполнить задание у доски: расставить карточки с изображением цифр от 1 до 5 около групп предметов (от 1 предмета до 5 предметов).

Остальные дети проверяют правильность выполнения задания с места и обосновывают свой вывод.

-Молодцы, справились. Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

Заключительная часть.

-Ребята, сколько зверей в теремке?

-Кто прибежал первым?

-А кто прибежал последним?

-Кто прибежал после Мышки?

3. Итог.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку «Теремок»?

-Чем понравилось?

-Какие трудности встречались на пути?

-Вы меня порадовали (полными ответами). Сегодня вы были дружными, доброжелательными, помогали друг другу справиться с заданиями. И поэтому у вас все получилось. Молодцы!

Звери благодарят детей за помощь и дарят им раскраски.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год