Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений средствами музыки
Математика детям
Автор: Бабкина Елена Борисовна Шальнева Валентина Васильевна Чумаченко Алла Владимировна   
06.05.2024 18:46

Формирование элементарных математических представлений средствами музыкиФормирование элементарных математических представлений средствами музыки

Авторы

  • Бабкина Елена Борисовна
  • Шальнева Валентина Васильевна
  • Чумаченко Алла Владимировна

Ключевые слова: дошкольники, обучение, воспитание, математические представления, музыка, математика, интеграция музыки и математики, взаимодействие методов обучения.

Одним из наиболее актуальных среди современных образовательных подходов является интегрированный или интегративный подход, подразумевающий процесс освоения обучающимися компонентов отдельных учебных направлений в их взаимосвязи (например, химия и физика, физика и математика, история и литература) и на основании вычленения общих для них универсальных понятий и приемов. Такой подход необходим для выстраивания сложных иерархических систем знаний, отражающих всю комплексность окружающего нас мира. Как отмечает И.В. Азарова, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, что позволяет более успешно достигать все три дидактические цели: познавательную, развивающую и воспитательную1, с. 83.

 

Скачать конспект

Интегративный или междисциплинарный подход далеко не нов, и сочетания разнообразных учебных дисциплин и иных сфер деятельности, например таких, как художественное искусство или музыкальное, тоже известны. Если говорить о музыке, то чаще всего музыкальные занятия сочетают с занятиями литературой (художественная литература и ее переложение в музыку, родная речь, народный фольклор), историей (как история отражается в музыке, история разных музыкальных жанров и т.п.), географией (музыка разных стран и народов), физкультурой и танцами, живописью1, с. 84.

В последние годы набирает популярность сочетание занятий музыкой и математикой, и это неслучайно. Великий ученый Альберт Эйнштейн неоднократно высказывал мысль о том, что настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. Он любил музыку и подчеркивал ее влияние на развитие и становление своей личности. В музыке и математике все логично, связано с гармонией и основано на определенных закономерностях.

На тесную связь математических и музыкальных способностей указывает российский музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения Д.К. Кирнарская, изложившая в своей книге «Психология музыкальной деятельности» не только теорию данного вопроса, но и обширный эмпирический материал 5, с. 335.

Как указывают С.В. Пищальникова и Е.Ю. Личман, цель учебного предмета «Математика» можно определить как формирование и развитие мышления, способность к абстрагированию; становление важнейших качеств личности — логическое, дедуктивное, алгоритмическое мышление, в том числе такие качества мышления, как сила, гибкость, конструктивность, критичность и др. 5, с. 331. Несомненно, можно вычленить в этой цели те общие точки, которые объединяют этот предмет с такой сферой как музыка.

Целью массового музыкального образования детей является формирование музыкальной культуры как части духовной культуры человека через развитие музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного и аналитического мышления. Логические методы и приемы одинаково работают и для музыки, и для математики. Важно обучать детей не только чувственно и эмоционально воспринимать музыку, но и уметь анализировать ее внешние проявления – такие как композиция, ритм, размер, тональность, высота звука и т.п.

Неслучайно начальный музыкальный лексикон имеет много общего с предматематическим тезаурусом дошкольников, к которому С.Н. Пенинаотносит слова, обозначающие пространственные, временные, количественные отношения (вверху – внизу; сначала – потом; много – мало); признаки и свойства предметов (красный, треугольный, высокий – низкий); умственные и практические действия (сравнить, измерить) 4, с. 159. Она же отмечает, что ведущим способом деятельности в усвоении предматематических понятий в детском саду является практическая работа в разных режимных моментах.

Самым очевидным способом включения основ математики в музыкальные занятия является использование музыкально-дидактических игр, которые, к примеру, позволяют познакомиться с долготой и высотой звука через дихотомию «длинный/короткий», «высокий/низкий». Сформировать представление о математическом понятии «мера» и музыкальном понятии «метр» поможет игра «Шаги в музыке», позволяющая закрепить представление о долгих и коротких звуках, которые необходимо знать для формирования представлений о метре и размере музыки.

Знакомство с геометрическими фигурами и закрепление знаний о них можно провести через игру «Сравни инструмент», в рамках которых детям предлагается сравнивать известные музыкальные инструменты – гитару, скрипку, бубен, пианино, гармонь – с геометрическими фигурами по образцу. Подвижные музыкальные игры также могут помочь в закреплении представлений о форме предмета и его расположении в пространстве, что связано с формированием базовых геометрических представлений.

Закрепить счет от 1 до 10 можно используя всевозможные детские песни про цифры, например, «10 мышат», «Где живут цифры?», «Все ли можно сосчитать?». Прямой и обратный счет нередко используется во всевозможных считалках, используемых для физкультурно-музыкальной разминки.

Старших дошкольников можно знакомить с общностью музыкальной и математической гармонии, подчеркивая, что первая невозможна без второй. К этому дуэту можно добавить третью предметную область – изобразительное искусство – и рассмотреть такое понятие как «золотое сечение» с нового ракурса.

Завершить интегративные занятия по музыке и математике можно решением музыкально-математических ребусов и задач.

Таким образом, нельзя не согласиться с Н.Л. Гребенниковой и Н.Д. Давлетовой, которые считают, что элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, развиваются и закрепляются посредством музыкального материала2, с. 27.

Многие родители воспитанников заинтересованы в дополнительных занятиях на базе ДОУ. Одним из таких видов занятий может стать музыкально-математический клуб. И.К. Кондаурова определяет данную деятельность как творческое объединение детей, проявляющих интерес, как к музыке, так и к математике, с целью проведения совместного интеллектуально-эстетического досуга, наполненного музыкальным и математическим содержанием3, с. 87.

Подводя итог, отметим, что интеграция музыки и математики имеет не только перспективы использования, но и уже вполне сложившуюся практику. Обе предметные области помогают развивать восприятие и память, аналитические и ассоциативные навыки мышления, формировать такие приемы мышления как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование характерны как для математической, так и музыкальной деятельности.

В цифровую эпоху математика является неотъемлемой частью современной жизни, включенной во все виды деятельности и досуга человека. Современное музыкальное творчество также цифровизировано. Это отражает междисциплинарные связи музыки и математики, и обязательно должно находить свое выражение в образовательном и воспитательном процессах.

Список использованной литературы:

  1. Азарова, И. В. Создание условий на уроках музыки для формирования образного мышления обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами / И. В. Азарова // Вестник "Өрлеу" — kst. – 2016. – № 4 (14). – С. 82-86.
  2. Гребенникова, Н. Л. Принцип интеграции образовательных областей в математическом развитии / Н. Л. Гребенникова, Н. Д. Давлетова // Chronos. – 2020. – № 10 (49).
  3. Пенина, С. Н. Формирование предматематического тезауруса дошкольников / С. Н. Пенина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2003. – Т. 2, № 4. – С. 159-163.
  4. Пищальникова, С. В. Специфика психофизиологических взаимосвязей и взаимодействия музыкальных и математических способностей / С. В. Пищальникова, Е. Ю. Личман // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2019. – № 4. – С. 331-338.
  5. Кондаурова, И. К. Музыкально-математический клуб как форма дополнительного образования / И. К. Кондаурова, Е. А. Сергеева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 86-89.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год