Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим считать…»
Математика детям
Автор: Федорова Нина Ивановна   
11.02.2024 13:39

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим считать…»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим считать…»

Формирование элементарных математических представлений «Научусь считать»

Подготовила: воспитатель Фёдорова Н. И. Чебоксары

Задачи.

  • Познакомить детей с порядковым счетом, учить различать количественный и порядковый счет; учить пользоваться порядковыми числительными.
  • Закрепить умение детей соотносить знакомую цифру с соответствующим ей количеством предметов.
  • Учить детей определять положение своего тела среди окружающих предметов (ориентировка в пространстве). Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
  • Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

 

Десять различных игрушек, изображающих живых существ. Игрушки, счетный материал в необходимых количествах на каждого ребенка. Два набора карточек с изображением цифр от 1 до 10, простые и цветные карандаши, рабочие тетради и лист бумаги в клетку на каждого ребёнка, фишки.

Ход занятия

На столе у воспитателя в ряд друг за другом на линии перед детьми стоят игрушки, их пять (все они изображают живых существ). Например, кукла мальчик, за ним в затылок кукла I девочка, собачка, ежик, петушок. Воспитатель говорит: «Все они собрались в поход. Чтобы никого не потерять, что нужно сделать?», «Правильно! Пересчитать!». Ребенок, вышедший к столу, пересчитывает игрушки, дотрагиваясь пальчиком до каждой из них. Все дети считают вместе с ним: «Один, два, три, четыре, пять. Всего пять путешественников». Воспитатель: «Давайте узнаем, как они идут. Кто на каком по счету месте? Теперь будем считать по-другому!» Воспитатель, держа в правой руке правую руку ребенка указательными пальцами своим и ребенка, дотрагиваясь до каждой игрушки, называет новые порядковые числительные; все дети вторят: «Мальчик — первый, девочка — вторая, собачка — третья, ежик — четвертый, петушок — пятый». Далее воспитатель предлагает детям вместе с ним определить на каком по счету месте стоит собачка, задавая образец пересчета и следя за тем, чтобы при определении места в ряду употреблялись только порядковые числительные и чтобы дети считали обязательно вслух: «Первый, вторая, третья. Собачка — на третьем месте». Аналогичным образом дети вместе с воспитателем определяют место каждого «участника похода». Далее воспитатель просит самих детей посчитать, порядковыми числительными: «Посчитайте, не сколько всего путешественников, а так, как мы только что научились — первый, вторая, третья, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. Один ребенок выходит к доске. Ему предлагается определить на каком по счету месте стоит петушок. Ребенок начинает считать, воспитатель следит за тем, чтобы он считал вслух и как только ребенок начинает считать: «Один, два, три», — воспитатель прерывает его и обращаясь к детям уточняет: «Правильно ли он начал считать? Мы хотим узнать, сколько всего или на каком по счету месте стоит петушок?» Дети поправляют. К столу выходит еще один ребенок. И они вдвоем начинают считать, пользуясь только порядковыми числительными, остальные дети повторяют. (Голос воспитателя звучит в случае необходимости.) Далее воспитатель говорит: «А теперь узнаем сколько всего? Может быть, кто-нибудь убежал, пока мы искали место, где они стоят». Дети все вместе пересчитывают, пользуясь уже только количественными числительными: «Один, два... всего пять путешественников». — «Все на месте? Никто не сбежал?» — шутит воспитатель.

Воспитатель предлагает выйти к доске и встать лицом к детям пять человек, просит сидящих пересчитать вышедших, а затем определить, кто стоит, на каком по счету месте. Дети, стоящие у доски, пересчитываются по порядку: первый, второй, третий... Затем воспитатель задает вопросы детям, сидящим за столами. Например: «Какая по счету Сонечка? Кто ее соседи, кто стоит слева и справа от Сонечки?» Дети: «Сонечка третья, рядом с ней Маша и Вадик». Аналогичным образом воспитатель спрашивает про каждого ребенка, стоящего в ряду.

Дети сидят за столами. Воспитатель спрашивает: «Кто хочет найти место в группе, где ему хотелось бы постоять и рассказать нам, что у него находится слева, справа, спереди, сзади?» Один из детей встает на место, которое он выбрал. Воспитатель с детьми просит его поднять правую руку и несколько раз помахать нам рукой. После этого сказать, что находится справа от него (например, окно, черепаха и т. п.). Затем они просят его поднять левую руку и погрозить им пальцем. Затем рассказать, что находится слева от него. Спереди и сзади. После чего воспитатель предлагает проверить правильность выполнения поручений, для чего предлагает двум детям встать одному перед ним, а другому сзади. Теперь все трое поднимают правую руку, затем левую, и определяют предметы, стоящие справа и слева. Воспитатель: «Саша все правильно показал и рассказал?» Дети, вышедшие к Саше и остальные, соглашаются. Задание повторяется два-три раза с другими детьми.

Работа за столом

У каждого ребёнка лист бумаги в клетку, карандаши. Воспитатель предлагает детям писать диктант по ориентировке в пространстве по отношению к себе. Она диктует, что в середине листа бумаги находится треугольник, в правом верхнем углу находится круг, в левом верхнем углу находится квадрат, в правом нижнем углу находится прямоугольник, а в левом нижнем углу находится овал. Воспитатель проверяет у всех детей работы и поощряет за правильные работы. Они получают фишки.

Шуточная задачка на сообразительность

Воспитатель просит детей сесть небольшими компаниями по четыре- шесть человек, помогая им объединиться в малые группы.

Затем воспитатель описывает следующую ситуацию: «Пять девочек вышли погулять во двор. У них на всех был один маленький зонтик, которым можно прикрыть только голову куклы. Гуляли долго. Никто не намок. Почему?»

Сидя небольшими компаниям, дети вполголоса обсуждают свои предположения. Воспитатель прислушивается к обсуждениям, и если в какой-то компании решили, что просто не было дождя, воспитатель отмечает это для себя (правильный ответ). Затем спрашивает, обращаясь ко всем детям, готовы ли они ответить. Каждая компания определяет, кто будет отвечать. Сначала воспитатель предлагает ответить одной из тех компаний, которые выдвинули неверное предположение, а затем той — которая предположила правильно. (Воспитатель может ненавязчиво косвенными вопросами принимать участие в обсуждении детьми своих предположений.)

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» Н. Вераксы.
  2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/под ред. Л.А. Парамоновой- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год