Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра «Танграм»
Математика детям
Автор: Попова Дарья Геннадьевна   
04.01.2023 10:14

Дидактическая игра «Танграм»Дидактическая игра «Танграм»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26»

Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна

Актуальность:

Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра — головоломка «Танграм». В наше время тоже очень много людей, которые увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ развлечения и возможность развития логического мышления и геометрической интуиции.

 

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер.

Пояснительная записка.

Логическое мышление в дошкольном возрасте формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок.

Методическая ценность.

В игре формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Область применения.

Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная.

Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи.

Возраст детей. 4+

Материал.

Целлюлоза, бумага, пластик.

Оборудование.

  • Набор геометрических фигур (Танграм-5шт)
  • Набор схем

Цель: создание условий для развития наглядно-образного мышления, познавательных и творческих способностей, закрепление у детей знания геометрических фигур в процессе организации игры-головоломки «Танграм».

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.
  2. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.
  3. Способствовать эмоциональному общению детей друг с другом и педагогом через организацию игр-занятий.

Правила игры:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
  • Элементы фигур должны соприкасаться друг с другом.
  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Игра №1 «Собери по схеме»

Цель: Закрепление умения работать по схеме

Взрослый показывает ребёнку карточку со схемой, ребёнок собирает фигуру соответствующую схеме.

Игра№2 «Собери квадрат»

Цель: закрепление умения собирать квадрат из геометрических фигур.

Ребёнок выкладывает квадрат из разных геометрических фигур.

Игра№3 «Повтори фигуру»

Цель: воссоздание фигур по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Ребёнок повторяет фигуру по образцам-контурам, через зрительное членение формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Игра №4 «Придумай»

Цель: Формирование умения детей творчески, нестандартно мыслить.

Ребёнку нужно придумать и выложить свои фигуры, похожие на людей, животных и др.

Игра №5 «Сочини сказку»

Цель: Развитие умения детей творчески мыслить.

Ребёнку предлагают сочинить сказки, где все предметы собраны из танграмов.

С помощью танграма можно обыгрывать русские народные сказки.

Например: «Теремок»

Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.

«Волшебный танграм»

Цель: развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников через использование игры-головоломки «Танграм»

Задачи:

  1. Учить определять зависимость при делении целого на части, создавать силуэты из геометрических фигур;
  2. Закреплять умение сравнивать величины по площади;
  3. Упражнять в решении логических игр и головоломок.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: геометрические фигуры разного цвета; танграм; квадраты и прямоугольники.

Раздаточный материал: 3 прямоугольника и ножницы; игра «Танграм» и образцы; тетради в клеточку; карандаши.

Предварительная работа: беседа с детьми: знакомство с головоломкой «Танграм»

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у детей геометрические фигуры разного цвета. Математическая разминка (порядковый счет).

Жил осьминог со своей осьминожкой,

И было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый – зеленый, (Встает ребенок с зеленой фигурой.)

Второй – фиолетовый, (Встает ребенок с фиолетовой фигурой.)

Третий – как зебра, весь полосатый, (Встает ребенок с полосатой фигурой.)

Белые оба – четвертый и пятый, (Встает ребенок с белой фигурой.)

Шестой – темно-синий от носа до ножек, (Встает ребенок с темносиней фигурой.)

Желтый-прежелтый – седьмой осьминожек, (Встает ребенок с желтой фигурой.)

Восьмой – словно спелая ягода, красный. (Встает ребенок с красной фигурой.)

Словом, не дети, а тюбики с краской.

Основная часть

Дети проходят за столы, на которых лежат по 3 бумажных прямоугольника и ножницы.

– Осьминог со своей осьминожкой сегодня делили на 2 части прямоугольники немножко... Но у них ничего не получилось. Поможем им. У вас на столах 3 прямоугольника. Их нужно разделить на 2 равные части, но по-разному.

– Как можно назвать одну из частей? (Половина.) Как вы убедились в равенстве этих частей? (Наложением одной части на другую.)

Дети выходят из-за столов, делятся на 3 команды. У каждой команды логические квадраты.

– Осьминожки играли с морскими ежами в прятки. Ежи спрятались, и осьминожки не могут их отыскать.

– Помогите определить, какого цвета квадраты, под которыми спрятались морские ежи?

– Вынырнули осьминожки из воды и увидели на берегу диковинное животное. Прибежали домой и рассказывают папе и маме, что видели. Потом взяли игру «Танграм» и выложили из геометрических фигур это животное. И вы попробуйте.

Дети парами выкладывают за столами силуэт кенгуру из геометрических фигур.

– Пригласили осьминожки своих друзей, морских ежей, покататься на плотах. Взяли они 2 плота и решили расположиться на них. Как вы думаете, на какой плот уместятся все осьминожки и морские ежи?

Плоты (2 разноса) разного размера, осьминожки – это квадраты, ежи – прямоугольники. Дети устанавливают, какой плот больше, а какой меньше, раскладывая геометрические фигуры на коробках-плотах.

– Почему не уместились морские животные на этом плоту? (Он по размеру меньше.) Да, площадь его меньше, а площадь другого плота больше.

– Осьминожки говорят вам спасибо за умелые действия и приглашают за столы поработать в тетрадях.

Дети выполняют в тетрадях задания.

Заключительная часть

Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Скажите, что вам запомнилось больше всего (дети высказываются по кругу).

Рефлексия «Нарисуй настроение»

Дорисуйте, пожалуйста, на смайликах свое настроение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год