Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обмен опытом «Первые шаги работы в кружковой деятельности по математике»
Математика детям
Автор: Выйгетова Марина Петровна   
06.11.2021 22:38

Обмен опытом «Первые шаги работы в кружковой деятельности по математике»Обмен опытом «Первые шаги работы в кружковой деятельности по математике»

Марина Петровна Выйгетова МБДОУ «Детский сад № 19, воспитатель г. Канаш

Проектирование общеобразовательных программ в рамках модернизации системы дополнительного образования

В период бурного развития науки и техники все более высокие требования предъявляются к уровню овладения математическими знаниями. В связи с проводимыми в нашей стране социальными преобразованиями в практику ДОУ активно внедряются различные педагогические инновации и авторские программы. Программы должны носить развивающий и образовательный характер. Поэтому в методике развивающего обучения математике главное-включение младших школьников в ситуацию творческой деятельности. Необходимо организовать творческую деятельность и вовлекать детей с большими возможностями в занятия математикой, это более целесообразно в групповой деятельности. Дети в этих видах деятельности учатся анализировать, устанавливать связи, сравнивать и рассматривать математические объекты, выявлять существенные признаки, обобщать и делать выводы.

 

Каждый педагог знает, сколько усилий требуется, чтобы подготовиться к тому или иному уроку. Правильно организованная работа в группе направляет детей на поиск, помогает им включиться в творческую работу, способствует их развитию. Это направленность занятия на решение учебно-воспитательных и развивающих задач, изобретение его структуры, содержания, методов, средств и форм обучения. Конечно, в процессе работы вы формируете свой собственный подход, вырабатываете свой собственный стиль работы, свой собственный "почерк" не только для урока, но и для подготовки к нему.

Подготовка к занятиям кружковой деятельности по математике имеет свою специфику. Продумывая содержание занятия для кружковой работы, я в первую очередь стараюсь ориентироваться на знания, которые были получены детьми на предыдущих занятиях. Содержание работы направляю на усвоение знаний, формирование умений и навыков. Приступая к изучению новой темы, я вижу, как ее связать с ранее изученными темами зная весь объем работы, так как только в этом случае каждое занятие будет выступать как органическая часть целого, как шаг к достижению планируемых результатов. Ориентируясь на результаты изучения, учитывая особенности детей своей группы, я формирую образовательные, воспитательные цели. Они должны пронизывать весь учебный процесс. И я, продумывая воспитательные возможности занятия, исхожу из конкретных особенностей детей своей группы. Ориентируюсь на развитие математических способностей детей 5 – 7 лет, осуществляю свою работу в двух направлениях:

  • систематизирую и учитываю математические знания, полученные из разных источников (игр, общения, предыдущего обучения и т. д.)
  • организую работы с детьми по освоению содержания Программы «Пифагорики» разработанной мной.

Дополнительную общеразвивающую программу естественно — научной направленности «Пифагорики» я разработала с учетом:

  • Программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»
  • Технологии Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
  • Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет
  • Определение величины
  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Определение величины
  • Ориентировка во времени
  • Ориентировка в пространстве
  • Решение логических задач

В ходе реализации Программы мной предусмотрена совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, в процессе выполнения домашних заданий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы представляет одно из направлений образования детей 5 – 7 лет в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Программа реализуется с помощью учебно–методического комплекта, который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5—7 лет. Она разработана на основании нормативных правовых документов.

Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

  • умственного развития дошкольника;
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

ивы детей;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики:

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Способы поддержки детской инициативы и освоения Программы

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Как педагог я:

  • создаю условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе, размещая дидактические и настольно – печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания

- организую самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками, линейками – трафаретками, кубиками и т. д.

  • создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
  • создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
  • оказываю помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Направления поддержки детской инициативы:

  • инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, развиваются психические процессы (внимание, память, мышление)
  • коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются коммуникативная функция речи
  • познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

Взаимодействуя с семьями воспитанников

  • родителей знакомлю с содержанием Программы; — ориентирую родителей на развитие познавательных интересов, не оставлять без внимания вопросы детей, находить на них ответы в совместной деятельности
  • учу с детьми считалки, пословицы с числами и числовыми значениями
  • привлекаю родителей к участию в совместных мероприятиях: проектах, праздниках, конкурсах
  • информирую родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформляю информационный стенд. Все это способствует повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей
  • знакомлю с книгами дополнительного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказываю, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание программы.

Обучение по данной программе основывается на индивидуальном подходе. Молчаливые и нерешительные дети проявляют такие качества, которые раньше и не замечались. Думаю, работаю, разрабатываю рад занятий, на которых сильные дети помогают слабым воспитанникам. Дети становятся более рассудительными, утверждая себя как личность.

Чтобы формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания, воспитываю в них интерес к учению, потребность к знаниям. Весь процесс обучения стараюсь строить на интересе детей к учебе, гибко

использую разнообразные виды деятельности т.к. интерес тесно связан с процессом мышления, развитием внимания, памяти.

Задания на занятиях заставляют малышей размышлять, сосредотачиваться. То, что увлекает детей, легко запоминается, вызывает чувство радости. В своей деятельности использую много наглядности: предметы, картинки, карточки, игрушки, часики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счетные материалы…

Обязательное условие в работе с малышами – вести детей от успеха к успеху, от достижений к достижениям. Поиск, инициатива и творчество должны стать обязательными спутниками для моей работы. Потому что я взяла на себя ответственность вести детишек по дороге знаний. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания и знания детей – таково требование времени.

Список литературы:

  1. Колесникова Е.В. Программа развития математических представлений «Математические ступеньки». – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2016. – 112с.
  2. Колесникова Е. В. Методическое пособие, Математика для детей 6 – 7 лет, «Математические ступеньки». – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2016. – 96с.
  3. Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 288с.
  4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 11с.
  5. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет». – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 64с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год