Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игры для вызывания и развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Мировская Галина Павловна Любомирская Елена Владимировна   
23.12.2025 10:06

Игры для вызывания и развития речи у детей младшего дошкольного возраста.Игры для вызывания и развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

  • Автор: Мировская Г.П.
  • Соавтор: Любомирская Е.В.

Важным этапом развития ребёнка является – речь. С помощью речи ребёнок может поделиться своими эмоциями, объяснить свои потребности в данный момент, передать информацию, очень важную для него.

Этапы развития речи у детей: гуление, лепет, звукоподражание, первые слова. Но случается так, что при сохранном интеллекте и норме развития, этапы развития речи у ребёнка «не запускаются». Особенно заметно отставание развития речи от 1 -1, 5 лет.

Действенный прием для «запуска» речи у малышей, это использование простых подражательных звуковых игр, с использованием жестов. Такие игры снимут у детей страх перед речью и снизят речевой негативизм.

 

В какой же ситуации хороши игры с жестами?

Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.

Как правильно вводить жесты?

Технология предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает.

Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнесите звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно — от 6 до 10 раз.

Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру — приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.

Вот варианты игр!

Игра со звуком [В]

Материал: Для введения звука вам понадобится 6-10 машинок. Хорошо использовать необычные машинки, которые сверкают, или инерционные машинки, которые сильно разгоняются.

Отлично подойдут для этой игры и машинки-перевертыши, которые переворачиваются, в тот момент, когда врезаются в стену, и лихо едут в обратную сторону.

Ход игры: Разгоните игрушку и покажите рукой жест для звука [В]: несколько раз нажав указательным пальцем на нижнюю губу, четко и многократно произнесите звук. Отпустите машинку. Повторяйте игру с каждой из машинок и помните, чем более эмоционально будет "обставлена" игра, тем более вовлечен, сосредоточен и замотивирован будет ребенок.

Игра со звуком [Д]

Материал: вам понадобятся плоские камни, небольшая кастрюля или тазик с водой.

Ход игры: три раза постучите тыльной стороной одного кулака о другой, четко произнесите [ДДД]. Бросьте камни в тазик и как следует порадуйтесь. Продолжайте игру, пока не кончатся камушки. Некоторым деткам нравится кидать камни не в воду, а в контейнер, заполненный гидрогелем, а потом "со смаком" вытаскивать камни из контейнера, погружая руки в этот необычный по ощущениям материал.

Игра со звуком [Ш]

Материал: для этой игры вам потребуется 10 прочных воздушных шариков.

Ход игры: отодвиньтесь "на безопасное" расстояние от ребенка (такое, чтобы, если шарик лопнет, не оглушать и не напугать малыша). Надуйте один шарик и, не завязывая его, "утрировано"подтолкните шар снизу вверх противоположной рукой с раскрытой ладонью, четко проговаривая звук [Ш]. После этого отпустите шарик. Он улетит прямо до потолка!

Обратите внимание, если малыш боится играть с шарами, потому что когда-то он испугался лопнувшего рядом шарика — не стоит заниматься "через не хочу". Лучше подобрать другую игру. Не надувайте шарики слишком сильно, чтобы они не лопнули и не испугали малыша.

Игра со звуком [С]

Материал: вам потребуется коробка с манной крупой или нарезанный пенопластовый утеплитель. Лучше расстелить большую клеенку и усесться на нее, так вам будет проще убраться после завершения игры.

Ход игры: Подставьте раскрытую ладонь под подбородок и, высунув язык, "подуйте" через него, произнося звук [С]. Так малыш увидит положение вашего языка и ему будет проще повторить его.

Если ребенок может скопировать этот звук с убранным языком — отлично, произносите [С] нормативно. Наберите в ладонь манку и сыпьте ее в коробку после произнесения звука — на ладошку малыша. Либо насыпьте манку прямо к себе на ладонь и сдувайте ее с ладони, приложенной к подбородку, произнося звук [С] (через высунутый язык).

Игра со звуком [Т]

Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на пол или стол.

Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б].

Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т]. После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток.

Важно помнить о правилах, которые помогут вам и ребенку:

  1. «Введите» ребёнка в игру! Важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет — на этом этапе не важно.
  2. Второй шаг – не торопитесь на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.
  3. Когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях"подключает к жесту и звук — игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год