| Игры для вызывания и развития речи у детей младшего дошкольного возраста. |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Мировская Галина Павловна Любомирская Елена Владимировна | |
| 23.12.2025 10:06 | |
|
Важным этапом развития ребёнка является – речь. С помощью речи ребёнок может поделиться своими эмоциями, объяснить свои потребности в данный момент, передать информацию, очень важную для него. Этапы развития речи у детей: гуление, лепет, звукоподражание, первые слова. Но случается так, что при сохранном интеллекте и норме развития, этапы развития речи у ребёнка «не запускаются». Особенно заметно отставание развития речи от 1 -1, 5 лет. Действенный прием для «запуска» речи у малышей, это использование простых подражательных звуковых игр, с использованием жестов. Такие игры снимут у детей страх перед речью и снизят речевой негативизм.
В какой же ситуации хороши игры с жестами? Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе. Как правильно вводить жесты? Технология предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнесите звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно — от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру — приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание. Вот варианты игр! Игра со звуком [В] Материал: Для введения звука вам понадобится 6-10 машинок. Хорошо использовать необычные машинки, которые сверкают, или инерционные машинки, которые сильно разгоняются. Отлично подойдут для этой игры и машинки-перевертыши, которые переворачиваются, в тот момент, когда врезаются в стену, и лихо едут в обратную сторону. Ход игры: Разгоните игрушку и покажите рукой жест для звука [В]: несколько раз нажав указательным пальцем на нижнюю губу, четко и многократно произнесите звук. Отпустите машинку. Повторяйте игру с каждой из машинок и помните, чем более эмоционально будет "обставлена" игра, тем более вовлечен, сосредоточен и замотивирован будет ребенок. Игра со звуком [Д] Материал: вам понадобятся плоские камни, небольшая кастрюля или тазик с водой. Ход игры: три раза постучите тыльной стороной одного кулака о другой, четко произнесите [ДДД]. Бросьте камни в тазик и как следует порадуйтесь. Продолжайте игру, пока не кончатся камушки. Некоторым деткам нравится кидать камни не в воду, а в контейнер, заполненный гидрогелем, а потом "со смаком" вытаскивать камни из контейнера, погружая руки в этот необычный по ощущениям материал. Игра со звуком [Ш] Материал: для этой игры вам потребуется 10 прочных воздушных шариков. Ход игры: отодвиньтесь "на безопасное" расстояние от ребенка (такое, чтобы, если шарик лопнет, не оглушать и не напугать малыша). Надуйте один шарик и, не завязывая его, "утрировано"подтолкните шар снизу вверх противоположной рукой с раскрытой ладонью, четко проговаривая звук [Ш]. После этого отпустите шарик. Он улетит прямо до потолка! Обратите внимание, если малыш боится играть с шарами, потому что когда-то он испугался лопнувшего рядом шарика — не стоит заниматься "через не хочу". Лучше подобрать другую игру. Не надувайте шарики слишком сильно, чтобы они не лопнули и не испугали малыша. Игра со звуком [С] Материал: вам потребуется коробка с манной крупой или нарезанный пенопластовый утеплитель. Лучше расстелить большую клеенку и усесться на нее, так вам будет проще убраться после завершения игры. Ход игры: Подставьте раскрытую ладонь под подбородок и, высунув язык, "подуйте" через него, произнося звук [С]. Так малыш увидит положение вашего языка и ему будет проще повторить его. Если ребенок может скопировать этот звук с убранным языком — отлично, произносите [С] нормативно. Наберите в ладонь манку и сыпьте ее в коробку после произнесения звука — на ладошку малыша. Либо насыпьте манку прямо к себе на ладонь и сдувайте ее с ладони, приложенной к подбородку, произнося звук [С] (через высунутый язык). Игра со звуком [Т] Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на пол или стол. Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б]. Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т]. После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток. Важно помнить о правилах, которые помогут вам и ребенку:
|



Игры для вызывания и развития речи у детей младшего дошкольного возраста.








