| Мастер — класс для педагогов «Использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывании и отгадывании загадок, разучивания стихотворений». |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Мальцева Светлана Станиславовна | |
| 17.12.2025 21:39 | |
|
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад №62» Автор: Мальцева Светлана Станиславовна Цель:
Задачи:
Оборудование: Лист бумаги А3, фломастеры, таблица с мнемокартами, мнемодорожками, мнемотаблицей, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, мнемотаблица для пересказа сказки Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Ожидаемые результаты:
Ход мастер- класса: Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»). У лисы в лесу глухом есть нора-надёжный дом под кустами еж колючий нагребает листьев кучу спит в берлоге косолапый до весны сосёт там лапу есть у каждого свой дом всем тепло, уютно в нём. Для детей младшего дошкольного возраста: У лисы В лесу глухом Есть нора — надёжный дом Под кустами Ёж колючий Нагребает Листьев кучу Спит В берлоге косолапый До весны сосёт там лапу Есть у каждого свой дом Всем тепло, уютно в нём. Для детей старшего дошкольного возраста: У лисы В лесу глухом Есть нора-надёжный дом Под кустами Ёж колючий Нагребает Листьев кучу Спит В берлоге косолапый До весны сосёт там лапу Есть у каждого свой дом Всем тепло, уютно в нём. А сейчас попробуем составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой. (Педагог рисует схематично стихотворение) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак... (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи). Для детей младшего дошкольного возраста: Что это? Цвет Форма Вкус Где растёт Каков на ощупь Что можно приготовить Для детей старшего дошкольного возраста: Что это? Цвет Форма Вкус Где растёт Каков наощупь Что можно приготовить Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки- это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки: Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Для детей младшего дошкольного возраста: 100 Для детей старшего дошкольного возраста: 100 При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка» и «Зимовье дверей". Попробуем пересказать текст. Для детей старшего дошкольного возраста: «Зимовье зверей» Для детей младшего дошкольного возраста: «Репка» Итак, мнемотехника:
|



Мастер — класс для педагогов «Использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывании и отгадывании загадок, разучивания стихотворений».








