Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Чихирёва Наталья Александровна   
17.12.2025 11:39

«Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»«Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

  1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. ( «Познавательное развитие»)
  2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, учитывать мнение партнера, уметь договариваться, формировать доброжелательность в общении ( «Социально-коммуникативное развитие»)
  3. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать), формировать умение проводить звуковой анализ слова, учить детей составлять слова из предложенных букв, закреплять умения подбирать родственные слова, активизировать процессы речевой практики, формировать умение образовывать прилагательные, развивать связанную речь, закреплять навык составления описательного рассказа по одной сюжетной картинке, формировать умение вступать в диалог, умение вести его последовательно. ( «Речевое развитие»)
  4. Развивать умение выполнять действия в соответствии с текстом, мелкую моторику обеих рук. ( «Физическое развитие»)
  5. Развитие самостоятельного творчества детей. ( «Художественно-эстетическое развитие»)

 

Методы и приемы:

  • практические: упражнение «Вьюга», физкультминутка «Беленький снежок»
  • наглядные: сюжетная картина «Зимние забавы».
  • словесные: загадки, игровое упражнение «Договори словечко», стихотворение

И. Лопухина «Снег»

Материалы и оборудование:

сюжетные картинки по теме «Зимние забавы»; снежинки с буквами; магнитофон, кассета с записью пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро»; вата на ниточке, листы черного картона, баночки с водой, кисточки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Упражнение «Вьюга». Физкультминутка «Беленький снежок»

Игровая

Игровая ситуация «Загадывание загадок»

Познавательно-исследовательская

проблемная ситуация: «Снежинки»

Коммуникативная

Игровое упражнение «Договори словечко», дидактическая игра «Какой снег?»Составление описательного рассказа.

Изобразительная

Рисование снежинок

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Стихотворение И. Лопухина «Снег»,

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

 

Игровая ситуация «Загадывание загадок»

 

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

Дети слушают и

отгадывают загадки.

Деятельностный

Формировать умение проводить звуковой анализ слова;

- учить детей составлять слова из предложенных букв;

Ребята, по дороге в детский сад я нашла снежинки. Снежинки эти не обычные. На них буквы (две снежинки с буквами «З» - зелёного и синего цвета; две – с буквами «М» - синего и зеленого цвета; снежинки с буквами «И», «А» - красного цвета).

- Какое слово можно сложить из этих букв? Слово «Зима».

Для составления этого слова вы выбрали «З» зелёного цвета, а «М»- синего, почему?

Потому что в слове «Зима», звук «З» - мягкий, обозначаем зеленым цветом; а звук «М» - твердый, обозначаем синим цветом.

Дети слушают, составляют слова из букв.

Формируется умение составлять слово из предложенный букв.

   

Сообщение темы.

 
   

  Вы догадались, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме, о её приметах, зимних забавах.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

 
 

- закреплять умение детей подбирать по смыслу выражения;

-закреплять умения подбирать родственные слова;

- активизировать процессы речевой практики;

Игровое упражнение «Договори словечко».

Развивают логическое мышление, речь, внимание; умеют обобщать. Закрепляют знания о зимних приметах.Умеют правильно строить свое предложение.

Прослушайте стихотворение, дополните строчки:

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью…снеговою.
На проселки, на лужок
Все снижается …снежок.
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил метелью…снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … снежком,
Рядом снежная фигурка
Это девочка - … Снегурка.
На снегу то, посмотри –
С красной грудкой … снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … снег.
И. Лопухина.

- Назовите похожие слова, которые встречались в стихотворении?

Снег, снежинки, снеговой, снежок, снежный, снегопад, снежки, Снегурка, снегири.

- Какая часть слова повторяется во всех этих словах. Снег.

- Что такое снегопад?

Дети называют приметы, подбирая слова.

   

Упражнение «Вьюга».

 
 

Формировать умение слышать родственные слова, выполнение действий по заданию воспитателя.

 Сегодня к нам на занятие прилетели волшебные снежинки. Возьмите их за ниточку подуйте  на снежинки тогда когда вы услышите родственные слова к слову снег, пока я буду читать стихотворение.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки  —балеринки, мы танцуем день и ночь

Встаём вместе все в кружок-

Получается снежок.

- Смотрите на ваши снежинки,

Эти снежинки очень веселые, Легкие, воздушные, ветерку послушные. Улыбнитесь им в ответ.

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем

мимическое упражнение.

Развитие умения выполнять действия в соответствии с заданием воспитателя.

   

Дидактическая игра «Какой снег?»

 
 

Активизировать в речи прилагательные. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

Воспитатель задает вопрос и показывает схему.

Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

Искристый, искрящийся.

-Снег сверкает, он какой?

Сверкающий снег.

-Хрустит под ногами, он какой?

Хрустящий снег.

- Снег рассыпается в руках, он какой?

Рассыпчатый снег.

- Липнет в руках. Он какой?

Липкий снег.

Дети отвечают и поясняют свой ответ.

Обобщен словарь детей прилагательными по теме.

Формирование умения образовывать прилагательные.

   

Составление рассказа.

 
 

- развивать связанную речь;

- закрепление навыка составления описательного рассказа по одной сюжетной картинке.

Далее воспитатель показывает картину «Зимние забавы», включает аудиозапись .На фоне отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» слышен голос Снежной бабы:

«Я пришла к вам на рисунок,
Но у вас на нем мне грустно,
Чтобы стало веселей,
Дам картинку для друзей.
Догадайся, посмотри:
Кто находится на ней?

- Ребята что это за голос? Как вы думаете ?

- Это Снеговик\Снежная баба. Она/он заколдовала/заколдовал рисунок . Давайте его оживим?Расскажем что на ней изображено по очереди.

Замечательная картина у нас получилась. Давайте ее назовем «Зимние забавы».

Воспитатель показывает картину в конце рассказа.

Дети предлагают свои варианты, предположения.

о очереди составляют предложение по картинке, лежащей на его столе.

Дети рассказывают по цепочке. Один ребёнок рассказывает целиком.

Сформировано умение составлять описательный рассказ об осени.

   

Физкультминутка «Беленький снежок»

 
 

Развивать двигательную активность детей.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Выпал беленький снежок,  Соберёмся все в кружок.  Мы на саночки садимся,  И с горы на санках мчимся.
Снег, снег, белый снег,  Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали.  Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили,
Снеговика мы смастерили, Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. 

Дети идут по кругу.
Останавливаются.
Приседают.
Встают, взмахивают руками.
Имитация ходьбы на лыжах.
«Рисуют» руками большой круг «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Проходят на свои места

Умеют выполнять действия в соответствии с текстом.

Развивается самостоятельность художественного творчества

   

Художественное творчество рисование «Снежинки»

 

Развитие самостоятельности творчества детей.

Давайте теперь придумаем  и нарисуем  свои  снежинки.

Дети выполняют задания.

Заключительный

 

Итог занятия.

 
 

Формировать умение вступатьв диалог, умение вести его последовательно.

Воспитатель предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

Дети отвечают на вопросы.

Сформировано слуховое восприятие, умение вести диалог.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год