| Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на Байкал» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Гирина Галина Юрьевна | |
| 13.12.2025 13:05 | |
|
Тема: словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Лексическая тема: «Транспорт». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: 2 мольберта, карта мира, карта России, указка, фломастеры, мяч, экран, компьютер, камушки-сувениры, две бутылки питьевой воды, изображения различных видов транспорта, карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, слайды с изображением пилота, стюардессы, природы Байкала. Ход: Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, улыбнуться им. - Помните мы с вами ходили в поход? Куда? (в лес) Цель каждого похода, дойти до какого-нибудь места. - Походы бывают краткосрочные. Это какие? (на короткое время) И долгосрочные. Это какие? (на долгий срок, на долгое время, на большое расстояние). Приведите примеры долгосрочных походов, глядя на карту мира. (в Африку, в Австралию и т.п.) - Сегодня я вам предлагаю отправиться в поход, а куда догадайтесь отгадав загадку. Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. И сосны и звезды в нем отражаются. Как это зеркало называется? (озеро) - Я предлагаю совершить путешествие на озеро Байкал. (показ его на карте) На что похоже озеро? (ответы детей) Это самое древнее озеро на Земле и самое глубокое в мире. - Хотите там побывать? Тогда обсудим план нашего путешествия. Как туда можно добраться? (ответы детей) - Рассмотрим все ваши варианты:
Итог: До Москвы мы добираемся на электричке, а из Москвы до Байкала летим самолетом. Физкультминутка: — Когда мы отправляемся в путешествие, мы берем с собой еду. Сейчас я вам буду говорить какой-нибудь продукт и что из него приготовлено. Если я скажу правильно – подпрыгните и хлопните в ладоши, если нет – присядьте. Варенье из облепихи – облепиховое варенье. Компот из лимона – малиновый компот. Сок из персиков – абрикосовый сок. Соус из сметаны – сметанный соус. Запеканка из творога – мясная запеканка. Каша из манки – манная каша. Каша из гречки – рисовая каша. Суп из рыбы – грибной суп. Повидло из апельсинов – вкусное. Компот из фруктов – фруктовый компот. Пюре из яблок – банановое пюре. - А теперь надо в железнодорожной кассе получить железнодорожный билет. Объяснение этих слов. На каждом билете будет изображен какой-нибудь овощ, фрукт, ягода. Вам надо будет назвать продукт, который можно из него приготовить. Если называете правильно – проходите в вагон поезда. Дети проходят и садятся на стульчики, которые расположены как скамейки в электричках. Сбоку воспитатель выставляет мольберт со схемой пути. - Итак, посмотрим в окно. Наш поезд отправляется с железнодорожного вокзала. Поехали! Воспитатель по схеме указкой показывает, где едет поезд, что проезжает. При этом добивается, чтобы дети употребляли слово ехать с разными приставками выехали, объехали, переехали, съехали, заехали, подъехали и т.п. Видите одно слово, а с помощью маленьких приставок оно приобретает разные значения, разные действия. - Вот мы и на аэродроме. Дальше полетим на самолете. Почему его так назвали? Физкультминутка: Руки ставим мы вразлет – получился самолет. Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два. Друг на друга посмотрите, на Байкал скорей летите. Дети «летят» в музыкальный зал. Воспитатель: «На самолете полетели. Землю сверху оглядели». В зале: — Вот подошел к концу наш перелет. Кто управлял самолетом? (пилот) А кто разносит в самолете напитки, еду? (стюардесса) Давайте нарисуем по описанию их портреты. В зале 2 мольберта, бумага. Дети рисуют пилота и стюардессу по описанию воспитателя. Пилот: круглолицый, кареглазый, чернобровый, краснощекий, темноволосый, короткостриженный. Стюардесса: узколицая, синеглазая, темнобровая, бледнолиция, рыжеволосая, длинноволосая. Включается экран. Проверяется, совпадают ли портреты на бумаге и на экране. - А теперь пройдите на поляну, разомните ножки после полета, встаньте в круг. Давайте поиграем. Воспитатель берет мяч. Когда мы летели в самолете, смотрели в иллюминатор, мы видели все предметы очень маленькими. Я сейчас буду называть предметы, которые мы видели вс высоты, бросать мяч, а вы мне будете говорить, что вы видели и возвращать мяч. Дом – домик, завод – заводик, дерево – деревцо, машина – машинка, гора – горка, река- речушка, лес – лесок, дым – дымок, дорога – дорожка, собака – собачка, мост – мостик, корова – коровка, цветок – цветочек, человек – человечек, сад – садик, куст – кустик, гусь – гусенок, коза – козочка, лошадь – лошадка, холм – холмик. Воспитатель приглашает детей сесть кругом и посмотреть на красоту Байкала. Демонстрация природы Байкала на экране. - Это самое древнее озеро на Земле и самое глубокое в мире. Его глубина 1640 м. Это 400 этажное здание. Древние монголы называли его Святым морем, а буряты «байгал» — глубокая вода, море. Оно действительно очень большое и глубокое как море. Байкальская вода необычайно чиста – можно увидеть то, что находится глубоко на дне. А еще эту воду можно пить. Такая она чистая. Но не каждый рискнет искупаться в Байкале, т.к. вода там очень холодная. Почему? (не успевает прогреваться из-за глубины озера) однако есть бухточки, где мелко и вода там прогревается. Байкал переводится еще и как «богатое озеро». И действительно, богат и разнообразен животный мир Байкала. Некоторые виды животных не встречается больше нигде. Чтение стихов детьми. Есть в Сибири озеро, озеро Байкал. Все в него влюбляются, кто хоть раз бывал. Озеро глубокое, озеро могучее. В ясный день спокойное, а в грозу кипучее. Окружают озеро горы и леса. Сверху отражаются в водах небеса. Мы с тобою озеро встретимся опять. Будем любоваться, будем отдыхать. Воспитатель: — Я приготовила для вас подарки: камушки с озера Байкал и воду. На этом наше путешествие заканчивается. Но мы встретимся с этим озером еще, и я вам расскажу о его обитателях. Нам пора возвращаться в Рязань, в наш детский садик. Руки ставим мы в разлет — получился самолет. Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два. На самолете полетим, землю сверху оглядим. Дети возвращаются в группу, имитируя полет самолета.
|



Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на Байкал»










