| Использование игровых технологий в логопедической практике |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Гринева Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Фатеева Юлия Евгеньевна | |||
| 14.12.2025 07:18 | |||
|
«С ребёнком надо делать всё через игру…» Д. Б. Эльконин Мы с вами живем во время перемен и поисков нового. Стандарт образования поставил нас перед необходимостью меняться, творчески подходить к индивидуализации образования, создавать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых. В отличие от игр, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется познавательной направленностью. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью, она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое особое место занимает игра в жизни ребенка.
Значение игровой технологии нельзя ограничивать только развлекательными рамками. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. Игровая форма занятия создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Коррекционно — развивающая работа с использованием игровых технологий направлена на:
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его? Эстетическая привлекательность камешков Марблс вызывает интерес у детей, несмотря на богатый выбор современных высокотехнологичных игрушек. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, игры и упражнения с камешками Марблсявляются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяют решать широкий спектр задач. Во всех играх присутствуют манипуляции спредметами. Следовательно, помимо речевых задач, в процессе выполнения игровых упражнений происходит так же и развитие мелкой моторики. Благодаря использованию данной игровой технологии усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал. Акватерапиянаправлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Данная игровая технология объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учиться понимать себя и других, таким образом, закладывая базу для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творческий потенциал и фантазию. В зависимости от поставленных задач, используются следующие варианты игр:
Для акваигр используются различные предметы: морские камни, декоративные камни разных цветов, ракушки, бусины, игрушки от киндер-сюрпризов, коктейльные трубочки, лейки, ситечки, ложечки, пластмассовые буквы и т. д. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. Они вносят элементы игры в занятия, помогают поддержать интерес к изучаемому материалу. Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент. Пособие многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности, повышает интерес к занятиям, предоставляет возможность проявления инициативы и способствует творчеству каждого ребенка. Совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Благодаря этой уникальной гимнастике, происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, тонизирует и оздоравливает весь организм. Различные специальные и подручные приспособления, позволяют разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют переходу позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия. В практике логопедической работы использование игрового самомассажа возможно не только индивидуально, но и с большой группой детей одновременно. Представленные игры повышают мотивацию к логопедическим занятиям, делают коррекционно-образовательный процесс интересным, творческим, способствуют более результативному решению задач по исправлению речи дошкольников, активизируют психические процессы и формируют личность ребенка в целом.
учителя-логопеды, МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань, Рязанская область
|



Использование игровых технологий в логопедической практике










